Ростов-на-Дону Пятница, 19 апреля
Общество, 31.03.2021 18:00

«Сидим на золоте и не замечаем»: ростовский экскурсовод — о том, как из любой дыры сделать «конфету» для туристов

Ростовчанин Алексей Павловский — практически «человек-оркестр». Он был координатором «Тотального диктанта» в Ростове-на-Дону, занимал пост PR-директора Международного кинофестиваля «BRIDGE of ARTS», проводит фестиваль русского языка «РУфест», работает генеральным директором ООО «Бонус-Медиа», гид и экскурсовод — это всё он. Алексей — не историк по образованию, но о Ростове и донском крае знает, пожалуй, побольше некоторых краеведов. «Блокнот Ростов» поговорил с Алексеем о туристической привлекательности региона и о фишках, которыми может похвастаться только Ростов.

— Алексей, для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как пришли к столь разнообразной деятельности?

— Знаете сериал «Друзья»? Так вот, для своих друзей я такой Чендлер (один из шестерых героев сериала, друзья которого не имеют представления, чем он занимается — прим. ред.), и никто не понимает, чем я зарабатываю. Деятельность публичная, и поэтому все время пребываешь в разных ипостасях. А начиналось все с журналистики, хотя по настоянию родителей и закончил юрфак. Я вообще человек радийный: с детства мечтал был радиоведущим. В 10-м классе попросился на радио «Город» и меня взяли. Как обычно, когда приходит юный журналист, ему поручают культуру, хотя это, на самом деле, одно из самых сложных направлений. Я делал сначала программу о культуре, молодёжный канал, а потом перекочевал в новостную редакцию радио «Мираж» — была такая местная ростовская станция. Вернулся на «Город», который уже стал «Эхо Ростова». Потом я какое-то время поработал на телевидении, потом в печатных СМИ.

К концу нулевых у меня был уже достаточный опыт в деловой журналистике и я понимал, что свобода мнений, выбора тем, объективность, приоритет читателя заканчиваются. Чтобы не наступать на горло своей песне, переквалифицировался в пиарщики. Открыл свою компанию, чтобы выполнять заказы. В какой-то момент стало много образовательных и общественных проектов. В большинстве из них, где я выступал как пиарщик, выполнял ещё и функции организатора. Первый собственный проект - Тотальный диктант.

— Уточним: это диктант для всех желающих проверить свои знания русского языка, верно?

— Да. И к этому мероприятию привела цепочка случайностей. Я наткнулся на упоминание об этой акции, стал смотреть, как поучаствовать. На тот момент там было 13 городов — преимущественно сибирских. И стояла такая приписка: «Не нашел свой город? Организуй Тотальный диктант сам». Это звучало как вызов. Что там мне было его организовать! Первый  диктант я сделал за две недели: пошел на филфак, убедил педагогов в том, что им это нужно. Самое сложное, конечно, было убедить людей выйти в выходной день проверить работы. Как всегда в Ростове, выручили личные знакомства: профессор Савенкова помнила меня по учёбе на юрфаке и согласилась помочь. Первый Тотальный диктант» написали около 80 человек, а через год уже была возможность подготовиться, мы стали проводить подготовительные курсы для всех желающих, где преподавали лучшие педагоги университета. Что может быть сложнее, чем собрать взрослых людей на урок русского языка в рабочий день после работы? Мы подготовили всего 30 мест, и думали, что если придет половина, это будет успех. Но в какой-то момент нам пришлось молиться, чтобы люди перестали приходить, потому что сажать их было некуда — вся мебель закончилась. Людей пришло раза в два раза больше, чем планировалось! Потом на эти занятия собиралось по 120-130 человек, и это придало уверенности. Огромное удовольствие, когда ты что-то делаешь и это так востребовано. Потом уже на диктант стали приходить целыми семьями. За несколько лет с 80 участников мы разогнали Тотальный диктант» до трех десятков площадок и полутора тысяч человек. 

Сейчас Тотальный диктант — уже модный проект, в нем участвуют более 800 городов, свыше 200 тысяч очных участников. В Ростове же мы организовали фестиваль грамотного общения «РУфест», который предваряет Тотальный диктант, это стало ростовской фишкой. Накануне проходят разные активности, связанные с речью. Например, чемпионаты по чтению вслух («Открой рот» — для взрослых, «Страница» — для старшеклассников): у нас чтение — это спорт, а не скучное мероприятие, которое проводят для галочки: ты не можешь к этому подготовиться, это драйвово, живо, а потому интересно.

Как-то организаторы Тотального диктанта заспорили: кто должен читать тексты — лингвисты, которые делают это профессионально, или звезды, которые привлекают людей. В итоге я предложил делать из лингвистов звезд. И мы первыми начали делать это в Ростове на РУфесте. Лучшие филологи страны год за годом приезжают к нам и рассказывают о русском языке, раскрывая актуальные темы. Например, почему кофе в среднем роде попал в словари. Это необычно, находит отклик, зажигает людей. Принципиально лекции проходят на открытом пространстве, что позволяет привлечь большее количество человек. Как-то мы наблюдали за тремя «типичными пацыками с Чкаловского» - в спортивных костюмах, кепках, с семками и пивом. Тогда мероприятие проходило в парке Горького. Ребята проходили мимо, увидели движ, остановились. Тема лекции была «Как отличить ростовчанина по его речи». Вдруг они стали участвовать, приводить примеры и забыли уже про свое пиво. Это так запомнилось, потому что мы доказали - вовлечь в дискуссию можно любую аудиторию.

Так от Тотального диктанта путём добавления разных форматов у нас получился большой фестиваль. В 2019 году в его программе появилась книжная ярмарка: в Ростов приехали крупнейшие издательства, писатели, добавился поэтический слэм. И это стало тем, чего нет в других городах. По сути, благодаря людям, которые собирались на «Русский язык по вторникам», мы увидели запрос горожан на форматы, способствующие саморазвитию. Кстати, инвесторы, оценивая привлекательность города, смотрят на такие показатели, как развитие культуры, искусства, образования и, в частности, на наличие книжных ярмарок. Так оценивается интеллектуальный потенциал рабочей силы — то, насколько люди в регионе способны на квалифицированный труд. В общем, с помощью РУфеста мы попробовали продвигать регион не только как место, где можно вкусно поесть и ярко отдохнуть.

— А как вы пришли к экскурсиям? Сейчас туризм занимает большую часть вашей жизни.

— Это было хобби. Мне было интересно, как город развивался, истории людей, зданий. Я учился в Ростове, но в школе этих знаний не давали. Помню, в 10 классе на зимние каникулы нас повезли в Санкт-Петербург. Вернулись на поезде поздней ночью: темный Ростов, ещё не приведённая в порядок Большая Садовая — в общем, дыра. А в Петербурге люди живут в такой истории, в такой красоте! Неприятное осознание.

Потом уже, работая журналистом, я познакомился с разными людьми — историками, архитекторами, художниками — и стал по-другому смотреть на Ростов. Появилось понимание той сути, которая за ним стоит. Начал читать книги и понял: у нас же тоже богатая история, сколько всего необычного происходило! И вот, спустя 25 лет я с уверенностью могу утверждать, что ростовчане живут в городе, по уникальности сопоставимым  с Одессой, Петербургом, Москвой, Киевом, Баку, Тбилиси. Счастье ростовского экскурсовода в том, что ты не просто рассказываешь истории, а можешь показать здания, где они происходили. 

Профессионально эти направлением я занялся тоже по случаю: в мою PR-компанию обратилась одна крупная компания, которой по всем статьям просто необходимы были бесплатные экскурсии для ростовчан. В городе были экскурсионные бюро, но они относились к старой, ещё советской, формации, ориентировались на приезжих. В общем, когда стали искать подрядчиков на проект, поняли, что это провал: никто не подходит. Пришлось самим. Так и родилось собственное экскурсионное бюро «Ваш персональный гид».

— То есть вы, по сути, начали не только организовывать, но и непосредственно проводить экскурсии?

— Да. Сначала сформировал обзорную экскурсию, которая включала в себя гораздо больше, чем «посмотрите направо, посмотрите налево, это Театральная площадь, а вот тут —  набережная». Это была двойная ответственность — рассказывать о городе местным жителям, которые, казалось бы, всё знают, а ещё и дополнят твой рассказ. Но оказалось, что город полон историй, которые не знают даже коренные ростовчане! С тех пор сама идея того, что город можно показывать не только приезжим, но и местным, ни у кого не вызывает вопросов. Сейчас в нашем бюро около трех десятков маршрутов по разным темам: показываешь одни и те же объекты, но в разные времена здесь происходили разные события, поэтому в итоге получаются разные экскурсии, интересные самим местным жителям. Сейчас около 70% заказов ко мне поступает от ростовчан и только 30% — от приезжих. Люди погружаются в историю родного города, им это интересно. Уровень внимания несравним с тем, что был 10-15 лет назад. Конечно, хочется, чтобы у города это были не последние гастроли из серии «Спешите видеть!», поэтому приходится бороться за каждое здание, за каждый объект.

— Сейчас стало много новых форматов, но работают и традиционные музеи. На ваш взгляд, стоит ли им искать новые способы взаимодействия с посетителями?

— Не надо изобретать велосипед. Есть огромный опыт разных стран, которые ответили на этот и многие другие вопросы. В Ростове же все время собирают круглые столы и начинают выдвигать идеи, которые за тем же столом и остаются. Например, обсуждая создание нового музея Ростова, дальше вопроса его размещения не заходят. Мы не слышали, как будут формировать экспозицию, станет ли музей исследовательским центром. Тем более никто не говорит о современных подходах к работе с аудиторией.

Я много лет слежу за поведением экскурсантов в музеях. Кажется, время советского изобретения — универсальных музеев краеведения — прошло. Такой тип музея мало где встретишь в мире. Как правило, создаются тематические музеи: интересуясь определённой темой, ты идешь в конкретный музей: картинную галерею, музей природы, тюльпанов,  пыток, да чего угодно! Если речь об истории, то выбираются какие-то периоды или личности. Невозможно же всю историю вместить в одну экспозицию. А в случае с краеведческими музеями получается обо всем и ни о чем. То, чем интересуется человек, составляет в лучшем случае 5%, остальное мы терпим, пока не дойдем нужного. В случае с Ростовом есть разные запросы. Навскидку: как жили люди до революции и в советское время, отдельно и бесконечно можно говорить о рыбе и рыбной ловле, гастрономии и «донской кухне», историях успеха самых известных купцов, отдельно — многонациональность, поскольку в Ростове сошлись разные народы и верования, отдельно — история  архитектуры, редкий стиль у нас не представлен, отдельно — Гражданская война, отдельно — Великая Отечественная. Можно на базе какого-то АТП или депо пособирать старые трамваи, троллейбусы, автобусы — это тоже будет тема и тоже будет интересно многим. Вот вам уже десяток музеев. Люди готовы внимательно слушать 20-25 минут, а если собраны уникальные экспонаты — 40-45 минут. Получается, что нам нужны небольшие музеи, но информацию там должны подавать интересно, сжато, но так, чтобы запомнилось. 

Кстати, у нас есть хорошие примеры: например, музей железнодорожного транспорта, музей общепита, музей бытовой техники, музей ГУВД, пытались сделать отдельную экспозицию о Сабине Шпильрейн. Я пропагандирую грантовый подход. Есть люди, которые увлечены какими-то темами. У города — огромное количество помещений, их можно сдавать не только под магазины или общепит, но и под такие тематические музеи. Можно выделять им гранты на исследования, на покупку экспонатов, давать госзаказы на проведение мероприятий. Энтузиасты сделают гораздо больше, чем хозяйственники, которых любят сажать на руководящие должности «при культуре».

— В последнее время много говорят о Таганроге. Какие ещё места в Ростовской области способны привлекать туристов?

— Наверняка вы видели в американских фильмах то, как семья или группа друзей, планируя путешествие, выбирают трассу для поездки. Они отмечают достопримечательности, которые попадутся им по пути. Для Америки это характерно: они буквально на пустом месте создают  легенды и достопримечательности. Мы же сидим на золоте, которое не замечаем. Вот, говорят, у нас тут Пушкин останавливался. Да он по всему Черкасскому тракту менял лошадей и, естественно, останавливался! У нас в любом населенном пункте, в любой станице найдется три-четыре реальных исторических персонажа, которые то ли воевали, то ли что-то изобрели, то ли заняли какую-то высокую должность. Вот например, Василий Пушкарёв — один из тех, кто создавал коллекцию Русского музея, — родился  под Таганрогом. Вокруг этого персонажа такую историю можно сделать! И привлечь  родственников, тот же Русский музей. Если нет персон, можно взять любую тему: где-то виноградарство, где-то огурцы, помидоры. Условно: сделайте в Кривянской ботанический сад, но только для помидоров, где можно было бы узнать всё про сорта, селекцию, способы приготовления, консервирования, попробовать всё. Если человек этим хоть немного интересуется, он обязательно такое не пропустит.

И ещё. Меня всегда удивляет, почему у нас туристы — это обязательно те, кто приехал издалека. 95% жителей Волгодонска не бывали в Таганроге, а в Волгодонске не бывал вообще никто! А там рядом интересная станица Романовская, ещё Цимлянск с совершенно невероятной советской архитектурой и легендарным производителем игристого. Все знают, что музей-заповедник Шолохова находится в Вешенской, а кто его посещал? Может, стоит подумать о том, как привезти туда сначала наших, дончан, организуя там рабочие места, вероятно дотировать перевозки, поскольку они дорогие? Потом все это вернётся налогами, а ещё по хоженой тропе те самые москвичи приедут и иностранцы. Это будет реальное вложение в место, в людей, которые наконец перестанут думать, что живут в дыре и у них нет ничего интересного. Как тот десятиклассник, который вернулся в Ростов из Питера.

Григорий Мелихов

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 
   
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Алексей ПавловскийтуризмРостовская областьпривлекать туристовТотальный диктант
0
0