«Пять тысяч миль Счастья»: как ростовский мореход сбежал на яхте в Канаду из туманного Альбиона
Сергей Морозов написал книгу о своей удивительной судьбе. Фото: личный архив героя публикации
Читайте также:
- Тренер ФК «Ростов» Валерий Карпин снова стал отцом (04.04.2020 18:18)
- Полиция разъяснила, как оштрафуют нарушивших режим самоизоляции ростовчан (04.04.2020 15:21)
- «Герои носят маски»: кто приносит еду и лекарства в дома ростовских пенсионеров и инвалидов (04.04.2020 14:49)
Какой же мальчишка не грезит о море? Герой нашего сегодняшнего рассказа, Сергей Морозов, не просто мечтал, а сделал все, чтобы его детские желания стали реальностью. В это трудно поверить, но простой мальчишка из ростовской мореходки работал на «Крузенштерне», совершил кругосветку, а когда пришла пора защитить дочь, ушел с ней на яхте от бдительного ока британского правительства в далекую Канаду – без паспорта и без гражданства. Как ему это удалось? Ростовчанин стал капитаном своей жизни и никогда не терял силы духа.
«Жили были старик со старухой, и было у них три сына, двое умных, а третий – моряк...» Так начинается книга «Когда кричит горизонт», ставшая увлекательным учебным пособием для тех, кто грезит о море. Объездив мир, Сергей Морозов открыл в себе писательский талант. Еще в школе ростовчанин стал грозой окрестных мальчишек, несмотря на то, что был сыном милиционера. Выгнал учитель из класса? Разве это плохо? Можно помечтать о том, как станешь пиратом, отважным и дерзким капитаном своего корабля.
Семья Сергея Морозова
В первое плавание ростовчанин отправился с другом детства, Вовкой Богучаровым. У мальчишек вместо паруса был брезентовый плащ и неиссякаемая фантазия.
– Когда мне стукнуло лет тринадцать-четырнадцать, меня познакомили с человеком, искавшим юнгу для летних походов на его самодельной яхте. Это был Михаил Павлович Ганжа, мой первый капитан, с которым нас потом связывала дружба долгие годы. Это с ним я прошел свои первые мили, сделал первые повороты «фордевинд» и «оверштаг». Долгие ночи у костра под шум волн, длинные беседы, – рассказал в своей книге Сергей.
С первым капитаном, 1979 год
Хотя молодой юнга всерьез занимался боксом, тренер убедил его поступить в мореходку. Этот выбор во многом определил его жизнь. В те годы ростовчанин «подцепил парусную бациллу», восхищаясь путешественниками прошлого: Беллинсгаузеном, Пржевальским, Миклухо-Маклаем и, конечно, Крузенштерном. Именем этого мореплавателя назван самый манящий четырехмачтовый барк, на этом парусном судне учат курсантов, но попасть туда даже в советское время было настоящим чудом.
«Крузенштерн»
Став старше, Сергей поступил в Ростовское Мореходное Училище Министерства рыбного хозяйства. Ведь именно в его ведении находился парусник. Во время преддипломной практики в Таллине ростовчанин увидел судно, но стать его штурманом пришлось ой, как не скоро. Сначала были долгие шесть месяцев работы в Африке, где курсант получил квалификацию матроса первого класса и заработал деньги на поездку в Москву.
Молодой человек взял два билета в столицу: туда утром и обратно вечером. То было советское время, и шаг для курсанта Сергея был отчаянным: предстать под очи всесильного главы Министерства рыбного хозяйства, на Рождественском бульваре, 12. И Глеб Николаевич Костецкий принял юношу в своем огромном кабинете. Но до этого отлучился на минутку, сделал звонок в Ростов, и все узнал о своем госте.
Г.Н. Костецкий
– Если вы мне пообещаете, что навигации и английскому будете уделять времени больше, нежели уделяете боксу и парусным тренировкам, я постараюсь вам помочь. Нам нужны специалисты очень высокого класса, без высшего образования там сложно будет, думаете ли учиться дальше? – спросил чиновник Сергея Морозова.
Строгий куратор учебного парусного флота не забыл про юношу, и через несколько месяцев прислал телеграмму, изрядно напугавшую руководство ростовской мореходки: «Предусмотреть распределение курсанта Морозова Сергея Семеновича на борт УПС «Крузенштерн» на должность 4-го помощника капитана». Так в сентябре 1984 года ростовчанин исполнил детскую мечту и последний раз взглянул на родной Ростов с высоты птичьего полета.
На мостике «Крузенштерна»
Дальше была новая жизнь на паруснике, но и тут нашлись злопыхатели: ростовчанина просто «съели», приняв за опасного конкурента со связями наверху. Тогда Сергей ушел в яхтинг, поняв преимущество малого флота перед большим. А дальше жизнь закружила: свадьба в 1989 году, рождение любимой дочери Александры годом позднее, развал Советского Союза...
– Кроме того, что мы оказались на улице, мы еще оказались и брошены своей Родиной на произвол судьбы, в Эстонии. К тому времени я уже был известен в кругах яхтсменов, и работа как-то сама меня находила. Поработал несколько лет капитаном в частных компаниях, построил несколько яхт. Потом отрыл свою компанию «Morozov's Sailing Services Ltd», продавал яхты и катера, –рассказывает Сергей в своей книге.
Обо всех своих приключениях Сергей написал в книге «Когда кричит горизонт»
В этой его жизни были удивительные приключения, неприятности из-за нарушения морских примет – выйдя в море в пятницу, 13, ростовчанин с огромным трудом вернулся с пассажирами домой, в яхт-клуб. А в 1999 году моряк сначала потерял бизнес, а потом и жену. Супруга подала на развод… Оставив все имущество семье, с одной сумкой и старым паспортом моряка (он и сейчас хранится у Сергея), ростовчанин уехал к туманным берегам Англии. Через восемь месяцев дочка переехала к отцу из Эстонии, и они вдвоем стали готовиться к самому необычному путешествию в своей жизни.
В чужой стране, без знания языка, Сергей хватался за любую работу: мыл посуду в кафе, работал на стройке. Зато за три года в Великобритании папа и дочь объездили всю страну на машине, бывали на концертах классической музыки, посетили замки, Стоунхендж и костюмированные побоища средневековых рыцарей.
Ни дня без приключений
Когда жизнь стала налаживаться, супруга попыталась вернуться в семью, но ей это не удалось. Дочка категорически отказалась, закрутилась бюрократическая машина, и тогда пришел план – сбежать вдвоем на яхте в Австралию.
– Была зима 2003 года. В Лондоне только началась международная выставка яхт и катеров London Boat Show, мы купили карту Северной части Атлантического океана и повесили у себя в квартире на стене. Я начал присматриваться к яхтам. Цены, безусловно были аховые. Но к весне я понял, что найти что-то старенькое 30-35 футовое за 12-15 тысяч фунтов вполне возможно. В июне была куплена яхта Westerly Longbоw 32', 1974 года, – рассказал Сергей. – Отдавая швартовы мы и не знали, что впереди нас ждет увлекательнейшее плавание, которое впоследствии мы с дочерью назовем – «Пять тысяч миль Счастья».
Westerly Longbоw 32'
На старой лодке не работало почти ничего, зато были два комплекта парусов, плита типа «керогаз», канистра керосина, непритязательная еда и вода. В кармане у мореходов было лишь 200 фунтов, но ветер трепал паруса и доброе предчувствие придавало сил. Судно выдержало длительную дорогу – через всю Европу на Мадейру, Канарские и Бермудские острова, прямиком к берегам Канады. Но другая страна встретила путешественников много позже. В пути встречались не только бесчисленные тропические штормы, а препятствия куда посерьезнее: ураган Фэбиан у берегов Бермуд, его «старший брат», мощный ураган Хуан у восточного побережья Штатов.
За пять минут до старта
В самом начале пути отказал двигатель, это не огорчило моряков. На северном берегу Испании они попали на День Благодарения Святой девы Кармен, заступницы моряков и убогих. Отец с дочерью от души плясали вместе с приветливыми местными жителями.
Деньгами и провизией путешественников снабдили старые товарищи с мариупольского судна «Михаил Рыльский». Местные мастеровые починили технику, да вот только на четвертый день. А до этого россияне смогли ощутить на себе все «прелести» сиесты – час механики крутили гайки, а потом уходили отдыхать. Традиции!
Экипаж судна «Михаил Рыльский»
– Я увидел дочь, бегущую по причалу ко мне... и Ла-Корунью со своими трудолюбивыми жителями, и солнце, медленно уходящее за горизонт... И понял, что вот это и есть результат моей проходящей жизни: дочь, дальние страны и то, что ждет нас впереди! Мы еще не знали, что проживаем счастливейшие моменты нашей жизни, – вспоминает Сергей.
Он рассказал в своей книге, как с дочерью смотрел на тропическое небо и на воду за бортом, боролся с мелкими и крупными поломками, с переменным успехом рыбачил и по второму кругу читал всю корабельную библиотеку. У берегов Канады путников догнал страшный ураган Хуан.
Посреди Атлантики
– Грозы такой силы и интенсивности мне еще не приходилось видеть за всю свою корабельную жизнь! Сверкало, грохотало и лило так, что Сашка, сидя внутри яхты, плакала в обнимку с огнетушителем, я не знаю, что было бы, если бы нас шандарахнуло молнией. А я... боялся наверху, ибо авторулевой, крякнув, приказал долго жить, во время урагана, и рулить пришлось оставшиеся триста миль вручную, – поделился воспоминаниями ростовчанин.
Приготовить горячую еду было невозможно, каждый час с борта откачивали по семь ведер воды, ветер порвал паруса и оторвал стаксель-фал, но судьба улыбнулась путникам. Только прибыв в Канаду, они поняли, какой страшной участи избежали. На берегу живого места не оставалось после буйства стихии. Так, со слезами радости и закончилось долгое путешествие.
Санька спит в кокпите
Гостеприимная Канада, страна «бобров и лобстеров», встретила отца и дочь многочисленными проверками. Ведь у Сергея был лишь паспорт моряка. Это в 2003 году! Две недели лодку досматривали, шутка ли! За всю историю страны никто не прибывал таким необычными способом. Офицеры злились, проверяли каждый шов одежды, но смирились. За 30 миль до берега Сергей предусмотрительно попросил политического убежища.
– Сашка училась, я пытался работать, но кто-то легко прекращал мои отношения с работодателями. Иногда удавалось перегнать лодки по побережью. Ремонтировал, готовил к сезону яхты, мыл посуду, убирал на стройках, даже поработал в США водителем лимузина. В общем, как всегда – выживали снова в новой для нас стране, – рассказал Сергей.
Путешественники выходят с Бермуд
Семье предоставили вид на жительство, но ни российского, ни канадского паспорта у ростовчанина до сих пор нет. Так он и живет без гражданства уже 30 лет, ходит в кругосветные плавания и рассказывает о них на своем канале и в российских соцсетях.
Сейчас Сергей живет на берегу океана, в маленькой рыбацкой деревушке вместе с тремя котами-путешественниками. Кот Рыжий пока новичок в морских делах, а кошки Цылька и Майка – опытные мореплавательницы (коты отлично переносят плавание, но если упадут за борт – их обязательно нужно тут же мыть пресной водой). У ростовчанина был умный и храбрый кот Али, но он погиб на острове Маврикий, спасая своих пушистых подруг от собак. Путешественник пишет о нем книгу, утром работает и готовит сценарии для роликов, а днем – бегает и тренируется с камнями в качестве груза.
Цыля – морской котик
– Книгу о наших с дочерью морских приключениях успели подержать в руках друзья, я получил множество благодарных отзывов и это неожиданно, но очень важно. Теперь буду стремиться к своей давней задумке – проекту «Вокруг Света на веслах». Будет здорово, если единомышленники узнают о кругосветке и захотят поддержать, – признался Сергей.
Ростовчанин рассказал, что его соседи-канадцы очень спокойные и дисциплинированные люди, соблюдают все требования безопасности. Сам мореплаватель если и бывает в городе, то только в маске и перчатках, а знаменитые пластиковые деньги обязательно подержит сутки-другие в холодильнике.
Океан зовет
– Готовлюсь к следующей кругосветке на собственной шхуне, но уже с экипажем друзей и родственников. Очень хочу реализовать свои другие свои проекты: регату Golden Globe Race 2022-23, весельную кругосветку и многие другие. Сейчас мое сердце свободно, я в поиске своей Ассоль. Алых парусов не обещаю, но путешествие будет гораздо интереснее! Я делаю все, чтобы в будущем приобрести яхту мечты, на которой можно будет жить в море и путешествовать с любимой девушкой. Надеюсь, она родит мне пару детишек, которым я передам по наследству любовь к парусам, приключениям и свободе Духа, мысли и действий!
Юлия Ежикова
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.