Наказание трезвых пассажиров — профилактика пьянства за рулем
Фото: Интерфакс
Читайте также:
- Строительные отходы от снесенного универсама «Северный» снова вывозят в непредназначенное для этого место (12.11.2021 13:30)
- Головокружительная «Черная пятница» в ТЦ «Мир ремонта»: в период акции ростовчанам доступны скидки до 90% (12.11.2021 10:18)
- С 15 ноября в Ростове увеличат количество общественного транспорта (12.11.2021 07:00)
В 2020 году в России произошло 145 073 ДТП, в которых погибло в общей сложности 16 152 человека. Специалисты отмечают ежегодное постепенное снижение числа аварий и количества погибших в них. Но 16 тысяч — огромная цифра для страны, испытывающей серьезные демографические проблемы. Ведь в ДТП чаще всего гибнут молодые, экономически активные граждане.
Предприниматель и активист Дмитрий Давыдов, который в этом году произвёл сенсацию своим проектом «20 идей для развития России», предложил способ резко снизить травматизм на дорогах — кардинально ужесточить наказание не только для пьяных водителей, но и для их пассажиров. Предложение вызвало споры, несмотря на то, что такие же меры в других странах доказали свою эффективность.
Поздно вечером 23 июля 2021 года в Тыве, на участке автодороги «Кызыл-Мажалык-Эрги-Барлык» пьяный 37-летний водитель без прав не справился с управлением, и его «шевроле», улетев в кювет, убил и водителя и четверых его пассажиров. Последняя жертва — девочка — от полученных травм умерла в больнице. Спустя месяц, на 1006 км автодороги «Енисей», такой же пьяный и не имеющий прав водитель убил себя и четверых пассажиров своей «тойоты».
Всего из 10 516 человек, которые за 9 месяцев текущего года погибли в авариях на дорогах России, 2 305 человек лишились жизни по вине водителей, чье алкогольное опьянение было официально установлено.
Каждое одиннадцатое ДТП в России — смертельное, каждая пятая жертва гибнет из-за пьяных водителей, и каждый пятый водитель, попавший в ДТП в этом году, отказался проходить освидетельствование на алкоголь. Такие данные приводит ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ».
— Такое огромное количество ДТП с пьяными водителями позволяет говорить о том, что действующее законодательство далеко не является сдерживающим фактором для нарушителей, — говорит Дмитрий Давыдов. — Необходимо увеличить штраф для нетрезвых водителей и для владельцев авто, которые отдают управление машиной пьяному водителю. А так же необходимо ввести наказание для пассажиров, которые едут в машине с пьяным водителем.
О наказании для пассажиров пьяных водителей вспомнили после резонансного ДТП в центре Москвы, когда известный артист Михаил Ефремов на своей машине врезался в фургон и убил 57-летнего мужчину. Сразу несколько свидетелей тогда заявили, что после столкновения из внедорожника, помимо пьяного Ефремова, вышел какой-то человек, который потом скрылся с места происшествия.
Само ДТП послужило поводом для ужесточения наказаний водителей: с 1 июля за повторную езду в пьяном виде предусмотрено лишение свободы сроком до трех лет, а штраф вместо 200 000 рублей может достигать полумиллиона.
В середине октября текущего года вице-премьер правительства Марат Хуснуллин предложил существенно расширить список дополнительных поводов для наказания тех, кого не пугают ни штрафы, ни тюрьма. В российском парламенте прислушались к просьбам правительства.
Но обсуждать предложение Дмитрия Давыдова о наказании для пассажиров обсуждать не стали. Законодатели продолжают видеть причиной всех бед непосредственно человека за рулем, не обращая внимания на среду, которая в большинстве случаев снисходительна к нарушителю. Логично: среду ведь не накажешь.
— Проект нового КоАПа предлагает ввести ряд новых составов, — рассказала «Блокноту» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. — Например, за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, в случае если в транспортном средстве находился несовершеннолетний в возрасте до шестнадцати лет, предлагается наложение административного штрафа в размере 50 000 рублей с лишением прав на срок от двух до трех лет. Аналогичный состав появился и в статье проекта КоАП об ответственности за отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Дмитрий Давыдов предлагает обратить внимание на положительный опыт других стран, где всё же нашли способ путем принятия специальных законов сформировать в обществе нетерпимость к пьяным водителям.
Например, в Японии вождение в нетрезвом виде может закончиться пожизненным лишением прав и лишением свободы сроком до пяти лет. Но помимо этого, крупный штраф и даже тюрьма грозит и тому, кто предложит выпить человеку за рулем и даст ему выпивку, зная, что тот неизбежно сядет за руль. Восьмой год подряд Япония, где плотность населения, количество машин и дорожного покрытия в пересчете на душу населения несоизмеримо выше российских, демонстрирует рекордное снижение количества жертв ДТП.
В России сейчас привлечь к ответственности можно только собственника машины, который пустит за руль пьяного водителя. Статья 12.8 ч. 2 КоАП РФ в таком случае предусматривает штраф в размере 30 тыс рублей и лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. В 2012 году тогдашний первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков предлагал штрафовать любого пассажира транспортного средства, водитель которого находится в состоянии опьянения. После ДТП с участием Михаила Ефремова, риторика депутата совпала с предложениями Дмитрия Давыдова в рамках проекта «20 идей для развития России».
— Наше национальное благосклонное, «жалеющее» отношение к человеку, который выпил, надо, конечно, менять. Если мы предусмотрим хотя бы серьезный штраф, то члены семьи никогда не то что не сядут, они не позволят отцу сесть за руль выпивши. Даже стандартный штраф за пьянку 30 тысяч рублей, для многих регионов это непомерная сумма, это двух-трех-месячная зарплата, — заявил Лысаков в эфире радио «Эхо Москвы».
Дмитрий Давыдов уверен, что сокращения числа «алкогольных» аварий можно будет добиться как раз за счет профилактической ценности закона, который никак не ограничивает конституционные права и свободы россиян, а спорные моменты в любом случае должны регулироваться судом. Даже одна жизнь, сохраненная из-за страха наказания за чужое безответственное поведение, станет отличным результатом нововведений, считает он.
— В элитных ресторанах в Японии официанты перед подачей алкоголя могут уточнить у клиентов, приехали ли они на автомобиле и кто их повезет, когда они поедут обратно, — приводит пример Давыдов в списке своих «20 идей для развития России». — Закон, пугающий своей суровостью, в перспективе может привести к кардинальному изменению общественного поведения. Это и есть главная цель любого закона, а не устрашение или месть гражданам за неготовность быстро меняться в лучшую сторону. Всему своё время. Аварийность на дорогах снижается, но цифры погибших всё еще чудовищны и по-прежнему требуют принятия кардинальных мер.
Предложенные предпринимателем изменения проработаны и могут быть использованы для формирования новой законодательной базы, направленной на реальную борьбу с пьянством за рулем.
Григорий Мелихов
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.