Ростов-на-Дону Суббота, 20 апреля
Общество, 30.04.2022 17:04

IT-предприниматель из Ростова создал электронную 3D-модель донского рака на случай его исчезновения

IT-предприниматель из Ростова-на-Дону Михаил Марцинюк создал электронную 3D-модель донского рака и предложил внедрить нейронные сети для борьбы с браконьерами в Ростовской области. Первую идею он реализовал на тот случай если пресноводное вовсе исчезнет на Дону из-за нелегального лова. Вторая же пока только предполагает спасение главного гастрономического символа региона. Корреспондент «Блокнот Ростов» пообщался с предпринимателем и узнал о том, как появилась идея, сколько времени понадобилось на разработку модели и как нейронные сети помогут увеличить популяцию рака.

Михаил, где вы обучались? Почему свою жизнь решили связать с IT-сферой?

— Я учился в ростовском колледже радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий (РКРИПТ). Примерно в 10 лет я узнал, что такое сайт. Отец мне в это время купил книгу по основам веб-разработки для того, чтобы я начал что-то делать. Однако там ничего не было сказано о том, как запустить сайт.

Спустя два года я узнал, что такое Wordpress. С его помощью разработал сайт по «Звездным войнам» — включил в него биографии персонажей, игры, книги, комиксы. Интересно, что он до сих пор работает. Когда же я вырос, уже встал вопрос о дальнейшем обучении. Долго думал уходить мне после девятого класса или учиться до 11-го. Но потом сходил на день открытых дверей в колледж и понял, что мне все безумно нравится и я ушел со школы в лицей при РКРИПТе.

Чем вы занимаетесь конкретно в IT-сфере?

— Сейчас я начинаю свою предпринимательскую жизнь. У меня есть ИП «Марцинюк», с небольшой командой дизайнеров, разработчиков серверной части, сайтов, мобильных приложений. Также работаю в найме на АО «Система управления» — делаем проекты для «Газпрома», «Лукойла» и других компаний.

До этого я работал в Австралии с 16 лет, точнее выполнял заказы оттуда. В колледже как раз нужно было где-то пройти производственную практику. Я устроился в строительную фирму. Это было все дистанционно, но взял на себя много проектов, смотрел, как живут там люди, что происходит, старался поддерживать общение с директором компании.



Как вы набирали команду на свою работу?

— Раньше это были знакомые моего директора, с которыми он сотрудничал. Когда пошли стабильные заказы, они к нему стали переходить работать на полную ставку.

Я же был сначала помощником, затем переквалифицировался уже на IT-специалиста. Сейчас же в моей команде получается некая солянка. Дизайнером работает моя жена, плюс есть еще один дизайнер из Москвы. Он же, в свою очередь, привел к нам разработчика сайта. Ну, а с кем-то я познакомился на «Хакатоне», и мы стали после работать.

Как к вам поступают проекты?

— Сейчас с этим небольшая проблема. Но обычно все происходит после того, как ты принимаешь участие в каких-либо конференциях. Например, 13 апреля, был Южный стартап интенсив, где я выступил со своим проектом «Социальная сеть для разработчиков и IT-специалистов». Это уже минимально работающий продукт, где зарегистрировались 100 человек.

Изначальной же идей было создать площадку для знакомств этих специалистов, чтобы потом можно было создать целую команду «программистов». Конкурс я не прошел, но меня заметила женщина, которая пришла с идеей бизнес-планов. Мы с ней поговорили, и думаю будем сотрудничать. Вообще же проекты могут приходить из совершенно разных и неожиданных мест.



Еще недавно вы написали письмо президенту с просьбой защитить донских раков. Попутно разработали 3D-модель пресноводного. Скажите, это была ваша идея? Почему именно раки?

— Да, идея была моя. Это не какая-то PR-компания, а личная инициатива. Я заметил, что на Дону измельчали раки и на это есть несколько причин, в том числе браконьерство. Я подумал, а что если мои будущие внуки вырастут и вообще их не увидят. Поэтому и сделал 3D-модель, точнее NFT-коллекцию, чтобы все знали, что у нас были такие раки. Кроме того, это в некотором роде продвижение Ростова-на-Дону. С помощью NFT-картинок получить лайки от ребят из Америки, Китая и они будут знать, что у нас есть такой замечательный город с казаками, раками и т. д.


Сколько моделей вам удалось создать? За то время, пока вы их разрабатывали, смогли найти какие-то отличительные черты донского рака от других?

— Я сделал пока одну модель рака, но она представлена в разных размерах — маленький, средний и большой «старичок». Во многом, их размер зависит от места обитания. Если говорить о характерном отличии донского рака, то мне кажется он самый красивый, треугольного вида и даже чем-то похож на омара.

Касаемо разработки модели, я бы хотел еще сделать дополнительные картинки к ним. Например, есть же картины медведей, белуги, в рубашках и кепках. Вот в таком стиле хотим сделать раков, чтобы каждый человек мог выбрать «наряд», который ему нравится.



Вы как-то говорили, что процент от продаж электронного рака отправите на развитие IT-отрасли в Ростове. Расскажите подробнее, как это продается, есть просто кнопка «купить» на сайте или все куда более сложно?

— Все просто, есть действительно кнопка «купить» на площадке Opencart. После покупки карточки с донским раком, деньги поступают на мой счет. На них я уже планирую создать некий кампус для программистов в Ростове.

Сейчас есть разные нетворкинги, но туда люди приходят поработать. Мне же важно создать место, куда люди могут прийти в любое время, не дожидаясь конференции, пообщаться. Возможно, там образуются целые IT-команды. В дальнейшем хотелось бы на основе этой площадки сделать международное IT-сообщество специалистов, а главный офис будет здесь в Ростове.

Сколько времени вам понадобилось на разработку модели. Через какую программу вы это делали?

— Примерно полторы недели. Процесс шел таким образом, что мы сначала искали уже готовые модели раков. С нуля было бы сложно что-то делать. Мы нашли около шести различных раков (из открытых источников интернета) и сделали из них «солянку». Подобрали максимально похожего на донского рака и подогнали по размерам, досконально его обрабатывали. Все делали в программе Blender, а загружали на площадку Openсart.



Кому будет интересно купить электронную модель рака?

— В первую очередь, это неравнодушные люди, которые хотят сделать пожертвование. Они тратят некоторую сумму денег и взамен получают коллекционную карточку. Плюс, это люди, которые отправляют коллекции на перепродажи. Например, модель рака сейчас может стоит 2 тыс рублей, а если она станет популярной, то цена вырастет во много раз.

В третьих, это те, кто хочет оставить ее себе, как сувенир или отправить другим. У меня, например, сейчас в планах сделать подарок Басте (Василию Вакуленко) на день рождения, но не могу с ним связаться. Пишу менеджерам, организовал флешмоб. Хотелось бы, конечно, чтобы он еще обратил внимание на проблему с исчезновением раков.

Ну надеюсь, все-таки и на то, что губернатор Ростовской области еще согласится со мной поговорить. Письма к президенту оказалось недостаточным, его сразу же перенаправили в Минсельхоз региона. Там же привели кучу доводов о том, что мое предложение о запрете вылов раков на пять лет неразумно. Но изначально я предлагал и альтернативный вариант. Связан он с нейронными сетями, которые помогут бороться браконьерами. Хотелось бы добиться внедрения такой системы.

Я уже направил письмо в Росрыболовство, веду переговоры с донскими казаками о внедрении системы контроля водных ресурсов при помощи дрона с искусственным интеллектом. В Минсельхозе в последний раз ответили только, что контроль действительно нужно усиливать.

Предлагаемый Михаилом вариант поиска браконьеров. Видео: ВК Михаил Марцинюк



Касаемо других проектов, есть у вас какие-то идеи еще по развитию IT-сферы в Ростове. Насколько знаю, вы недавно выиграли премию мэра Москвы, с каким проектом выступали?

— Мы участвовали в конкурсе «Лидеры цифровой трансформации», который проходил в ноябре 2021 года. Нам дали 10 тем, и мы должны были придумать решение проблем. У нас было задание разработать рекомендательную систему для подбора акселераторов (организаций, поддерживающих и развивающих стартап — прим. ред.). Проблема в том, что в Москве их очень много и люди не знают, куда им можно прийти.

Наша команда сделала анализ всех площадок. Изучила успех каждой компании (сколько денег заработала, достигла ли целей). И на этой основе внедрили нейронную сеть, которая определяет нужно человеку туда идти или нет. Кроме того, сделали некоторую форму на сайте с данными акселераторов, на основе которых и человек может выбрать то, что ему нужно.

Может показаться, что нейронных сетей слишком много, но на мой взгляд это хорошо.
Сейчас практически все решения выполняются благодаря им. Не исключение и мой проект с социальной сетью для IT-специалистов, где тоже будут применены нейронные сети. Что же касается идей, то я уже говорил, что хотел бы создать международное IT-сообщество с главным офисом в Ростове. Пока что начал с соцсети.

Когда к вам пришла эта идея? Это произошло в условиях санкций, когда нужно было срочно что-то придумывать?

— Нет. Идеи всегда существовали в голове. Еще с детства не мог сидеть на месте. Мой отец работал сначала в сфере продаж, в небольшом магазине с канцелярскими товарами. Хотел вместе торговать, но меня не пускали, потом пришла в голову мысль торговать лимонадом, но тоже не пускали. Эти ограничивающие факторы с разных сторон только усиливали желание что-то делать.



Часто ли встречаете на своем пути не особо желающих воплощать идеи?

— Много таких. Я стараюсь, избегать их. Вообще разработчики делятся на «проактивных» и неактивных. Первые всегда находятся в гуще интересных событий, конференций, постоянно чему-то обучаются. Вторые обычно поработают и уйдут домой, больше им ничего неинтересно. Вот сейчас много неактивных, поэтому мне площадку для заинтересованных людей.

Как вы думаете, чем сейчас должны заняться IT-специалисты, чтобы выстрелить?

Сейчас очень странное время, потому что востребовано все и не всегда можешь угадать, что именно выстрелит. Мне проще сказать, в каких специалистах нуждаются организации. Компаниям всегда нужны разработчики веб-приложений, интернет-магазинов, серверов, специалисты по нейронным сетям.

Григорий Мелихов 

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Лица городаМихаил Марцинюк3D-модель раковнейронные сетиразвитие IT в Ростове
3
1