Где мог появиться новый аэропорт Ростова: вспоминаем, как строили главную авиагавань Дона
Аэропорт ежедневно принимает десятки рейсов. Фото: Александра Савичева
Читайте также:
- Ростовский минздрав объяснил, почему отменил тендеры на закупку лекарств (06.12.2019 10:05)
- Заработал 8 млрд за год: в сети появилась декларация о доходах президента ФК «Ростов» (06.12.2019 12:00)
- «Я самая обычная девчонка»: голкипер «Ростов-Дона» Галина Габисова о том, почему боится микрофонов за воротами, своей семье и разбитой вдребезги люстре (06.12.2019 08:28)
Новый донской аэропорт был открыт ровно два года назад – 7 декабря 2017 года. Он расположился в Аксайском районе рядом со станицей Грушевской. Однако изначально власти выбирали из нескольких мест вокруг Ростова и нынешнее вовсе не было приоритетным. Как это было, вспомнил «Блокнот Ростов».
Изначально о строительстве нового аэропорта, рабочее название которого было «Южный хаб», заговорили в 2006 году. Проект презентовали на Международном экономическом форуме «Кубань-2006». Тогдашний губернатор Ростовской области Владимир Чуб обсудил эту тему с министром транспорта России Игорем Левитиным. Но Дону предстояло ещё традиционное «соревнование» с Краснодаром: тогда никто не исключал вариант, что новую крупную авиагавань построят в кубанской столице.
В Ростовской области все понимали, что аэропорт надо переносить: существующий был «зажат» развивающимся городом, а также мог принимать далеко не все типы воздушных судов. Кроме того, наличие авиагавани прямо в Ростове сдерживало жилищное строительство
.
Новая авиагавань сейчас выглядит так. Фото: Роман Неведров
И тут, чтобы выиграть в споре с Краснодаром, донские власти, судя по всему, пошли на хитрость. По данным издания «Эксперт Юг», решающим фактором, определившим в 2009 году выбор в пользу Ростова, «стало наличие здесь фактически готовой площадки — военного аэродрома Ейского военного летного училища к югу от Батайска площадью 620 га, в то время как краснодарцы предлагали создавать всю инфраструктуру с чистого листа». Более того, решение федеральных властей было зафиксировано в целевой программе развития транспортной системы России на 2010–2015 годы.
Тогдашний министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области Василий Гойда говорил, что министерство обороны даже провело межевание земельных участков на территории бывшего аэродрома в Батайске, которые получили кадастровые номера. Заявлялось, что уже готовятся документы о передаче участка.
Были обнародованы даже параметры будущего аэропорта: две взлетно-посадочные полосы длиной 4200 метров (в Платове в итоге построили одну длиной 3600 метров), расчетная пропускная способность будущего аэропорта — более 3000 пассажиров в час (в Платове – 1791), стоимость — 25 млрд руб (Платов обошёлся в 47 млрд рублей), годовой объем перевозок – до 6 млн человек («потолок» Платова – 5 млн человек, однако терминал можно достраивать).
А когда-то выглядела вот так. Фото: Роман Неведров
Среди преимуществ местоположения назывались возможность построения эффективной логистики из-за близости к основным транспортным магистралям и возможность разместить рядом технопарк, а также организовать доставку пассажиров скоростной электричкой из Ростова. Планировалось, что проект будет разработан в 2011-2012 годах, а сам аэропорт построят в 2013-2015 годах.
Однако уже чуть позже, в том же 2009 году, власти стали говорить, что местоположение будущей авиагавани не так однозначно. Василий Гойда заявил, что также рассматриваются площадки в станице Грушевской и в Мясниковском районе.
– Наиболее привлекательный вариант – Батайск. Его огибают с двух сторон автодороги, рядом расположен железнодорожный узел, это решит вопрос создания ТЗК и подвоза топлива. Но есть ограничения по инфраструктуре, по росту. Грушевское направление – там нужно строить дорогу в створ М-4, решать по железнодорожным подходам. Но там рядом Новочеркасск, проблема решаема. У каждой площадки – свои плюсы и свои ограничения, – уточнил тогдашний замгубернатора Ростовской области Дживан Вартанян по итогам совещания по вопросу развития авиагавани. На этом же совещании представитель Мосэнергопроекта отметил ограничения: территория в Батайске также зажата, как и ростовская, в районе Грушевской проходит магистральный газопровод, а к площадке в Мясниковском районе придется подводить автомобильная магистраль.
Строительство шло несколько лет. Фото: Роман Неведров
Тогда же пошли разговоры и о возможных зарубежных инвесторах: сначала, по словам Дживана Вартаняна, проектом заинтересовался аэропорт Вены. Чуть позже выяснилось, что в сотрудничестве, по словам чрезвычайного и полномочного посла Французской республики в РФ Жана де Глиниасти, заинтересованы компании из его страны. Также среди потенциальных инвесторов назывался холдинг российского олигарха Олега Дерипаски «Базовый элемент».
В июле 2010 года стало известно, что существует схематичный проект планировки и обустройства территории под Батайском, а земля уже была передана министерством обороны. В тоже время заместитель министра территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области – главный архитектор Ростовской области Александр Бояринов уточнил, что рассматриваются ещё два участка: между Таганрогом и Ростовом и в районе Родиново-Несветайской.
Однако уже с 2011 года, после прихода губернатора Василия Голубева, власти всё уверенней заговорили о площадке под станицей Грушевской. Договорённости были достигнуты с заместителем министра транспорта РФ Олегом Белозеровым. В конце 2012 года был найден и окончательный инвестор – ГК «Ренова» Виктора Вексельберга. Правительство области тогда поручило областному минтрансу передачу в госсобственность Ростовской области госпакета из 50,67% акций и имущественного комплекса действующего аэропорта.
Сейчас Платов ежедневно принимает десятки рейсов. Фото: Александра Савичева
– Мы договорились с Виктором Феликсовичем Вексельбергом, что мы, первое, положим это на бумагу, то есть, перенесем предыдущее соглашение в перечень конкретных мер, расписанных пошагово для реализации этого проекта, — рассказал тогда губернатор области Василий Голубев.
Дальнейшее известно: это вхождение структур «Реновы» в долю существующего аэропорта, а также споры с «Группой Агроком» Ивана Саввиди, которые продолжаются до сих пор.
Данил Сазонов
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону