«Рентабельность этого бизнеса — до 400%»: эксперт о том, как похоронные бюро наживаются на смерти ростовчан
Эксперт рассказал о реальном положении дел на ритуальном рынке Ростова. Фото: «Блокнот"
Читайте также:
- На северном кладбище в Ростове могилы заросли амброзией (28.08.2019 14:01)
- В Ростове-на-Дону для захоронений закрыто старейшее кладбище (22.05.2019 12:26)
- Жители Новочеркасска жалуются на незаконные подзахоронения к могилам своих родственников (24.04.2019 12:57)
Убитые горем ростовчане переплачивают за ритуальные услуги и помогают развивать криминальный рынок.
Муниципальные компании, работающие в сфере предоставления ритуальных услуг населению, незаконно устанавливают расценки на свои услуги, развивая тем самым недобросовестную конкуренцию на этом рынке и способствуя дальнейшей его криминализации. Об этом «Блокноту» рассказал вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев Игорь Усиков.
— Средняя стоимость похорон сегодня в Ростове — 35 тысяч рублей, при этом реальная затратная часть — 10-12 тысяч рублей, т. е. рентабельность этого бизнеса от 200 до 400 процентов, — говорит Игорь Усиков.
Он напоминает, что на каждого умершего государство выделяет деньги на погребение: за пенсионеров платит Пенсионный фонд России, за работающих граждан — Фонд социального страхования. Мертворожденных детей и людей без определенного места жительства хоронят за счет федерального бюджета. Для распоряжения этими средствами в муниципалитетах создаются специальные предприятия, которые, когда к ним за услугами обращаются родственники умершего, «забывают» о своей социальной функции.
— Эта информация от людей скрывается, — говорит Усиков. — МУПу предписано работать по таким ценам, но это ему не выгодно. Придите в МУП «СКУ» (Спецкомуслуг — прим. редакции) и скажите: мы хотим похоронить в рамках гарантированого перечня. И вы услышите: «Вы что, хотите похоронить своего родного человека как собаку?». Потому что катафалк там будет — какой-нибудь убогий «уазик» или грузовая машина. Информация доводится до человека таким образом, чтобы человек к себе относился отрицательно только потому, что он хочет похоронить своего родственника по закону. И катафалк за 1 200 рублей — это не выгодно, и они продают его за 4 тысячи. Почему? Ведь это то же самое муниципальное предприятие. Директор МУП не может сам устанавливать цену на свои услуги и товары. Или когда цена кремации для жителей Ростова одно время была 950 рублей, а для иногородних — от 7 до 10 тыс рублей. Тогда пришлось вмешаться УФАС и МУП был наказан. Ведь какая разница: ведь трудозатраты на сжигание трупа одни и те же.
Похожая история, по словам Усикова, сейчас происходит и с тарифами на выкапывание могил.
— Стоимость выкапывания могилы 1296 рублей, но если делается родственное захоронение, цена вдруг увеличивается до 12 тысяч рублей. Это — незаконно, — считает эксперт.
Он напоминает, что существующее законодательство не запрещает гражданам самим доставлять трупы к месту захоронения, используя любой подходящий для этого транспорт. Точно так же любой ростовчанин может сам выкопать могилу на кладбище, не прибегая к услугам специализированных служб и компаний. И помешать ему в этом никто не имеет права.
— Достаточно просто соблюсти требования: могила должна быть два на метр и не менее полутора метра глубиной. В этом отношении ростовское кладбище ничем не отличается от любого сельского погоста, где никаких специализированных фирм нет, а умер человек — родственники позвали кого могли, выкопали могилу, похоронили, — объясняет специалист права тех, кому выпадают скорбные хлопоты.
Игорь Усиков обращает внимание, что деятельность муниципального предприятия на коммерческом рынке предоставления ритуальных услуг приводит к усилению недобросовестной конкуренции в отрасли.
— В отличие от других городов в Ростове практически отсутствует такой вид рекламы, как реклама ритуальных услуг, — рассказывает эксперт, который занимается изучением работы отрасли в разных регионах России. — Если вы откроете газету, то сейчас вы там такой рекламы не найдете. Однако, как только человек сообщает в скорую помощь или в полицию о том, что у него кто-то умер, похоронные агенты появляются у него на пороге иногда раньше, чем скорая и полиция. Как? Случилось чудо? Нет, скорее всего, речь идет о продаже конфиденциальной информации. Можно предположить, что владельцы ритуальных бюро платят деньги за эту информацию, например, врачам. А потом эти свои расходы закладывают в стоимость услуг. Таким образом, каждый, кто оплачивает услуги таких компаний, принимает участие в финансировании незаконной деятельности.
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону