Ростов-на-Дону Понедельник, 10 февраля
Общество, 21.09.2024 12:00

«Аромат – это философия»: парфюмер Екатерина Сиордия рассказала о запахах Ростова, мифах про профессию и необычном музее

«Аромат – это философия»: парфюмер Екатерина Сиордия рассказала о запахах Ростова, мифах про профессию и необычном музее

Ростовчанка Екатерина Сиордия создала более двух тысяч ароматов, большую часть – по индивидуальным заказам. Среди ароматов бренда Siordia parfums есть коллекции, посвященные знакам зодиака, художникам, книгам и фильмам. Есть, например, линейки по «Ведьмаку», «Игре престолов», «Властелину колец», «Мастеру и Маргарите». А недавно Екатерина провела презентацию аромата, вдохновленного личностью поэта Владимира Маяковского. Екатерина добавила, что работает над ароматами, посвященными и другим литераторам, в том числе – нашим землякам.


«Блокнот Ростов» поговорил с Екатериной о том, чем пахнет наш город, как выбрать духи и о редком парфюмерном сырье в ее коллекции.

– Мир парфюмерии полон мифов. Парфюмеры – самые скрытные люди искусства. Все очень боятся: вдруг кто-то что-то выкрадет секретную формулу! Никто свои секреты особо не рассказывает. 

Как на самом деле делаются ароматы – информация специфичная и скрытая. И различные бренды создают красивые истории, как создаются ароматы. Как невинные девушки на рассвете собирают пальцами жасмин для того, чтобы его положить во флакон, и так далее. Если есть запах, всегда нужна история запаха. Именно поэтому в парфюмерии столько мифов.

Первый миф – это то, что духи делаются из натурального сырья, из натуральных масел. Это не так. Сейчас химическая промышленность закрывает 99% потребности всей парфюмерии мира. 

Второй – о том, что натуральные ингредиенты более стойкие, чем синтетические. И если аромат натуральный, он более стойкий. Это абсолютный миф: натуральные компоненты менее стойкие. Человек, разрабатывая синтетические молекулы, нацелен на то, чтобы они были стойкие. Конечно, если вы хотите стойкий аромат, там должна присутствовать синтетика.

Еще один миф – что синтетика хуже, чем натуральное сырье. Из полностью натурального сырья не получится создать парфюм, получится аромакомпозиция. Даже красивая, но это не духи в том понимании, которым мы сейчас можем наслаждаться. Поэтому для духов нужны и синтетические материалы тоже. 


Натуральное сырье дорогое, позволить себе использовать его может далеко не каждый бренд. К тому же оно нестабильное, оно быстрее пропадает, оно может вступать в разные реакции и выдавать разные эффекты. У него огромное количество дополнительных соединений, которые могут давать примеси запахов, это еще одна причина. И третья причина, почему реже используют натуральное сырье – редкость материалов. Если бы все количество сандалового дерева, заявленное в духах, было натуральное, сандала бы уже не было лет как 50. Вообще. То же и с удовым деревом, и с цветочным сырьем. Наша планета не может покрыть огромную потребность. А натуральное сырье остается для ценителей, для тех, кому это интересно, для авторской парфюмерии. 

А еще есть миф о кофе. Оно не работает, забивает нос (раньше зерна кофе часто использовали, чтобы восстанавливать обоняние между затестами духов – прим. «Блокнот Ростов»). Вместо него при выборе ароматов в обычном парфюмерном магазине, который очень сильно наполнен запахами, лучше взять с собой воду и все время ее пить, чтобы очищались обонятельные центры. Еще можно выходить на улицу, а потом возвращаться. В магазине лучше за раз пробовать два-три аромата, максимум – четыре. У нас из-за специфики ароматов можно протестировать много, и обоняние не забьется. 

– Дайте, пожалуйста, советы тем, кто находится в поиске идеального парфюма для себя. Что обязательно нужно учесть при выборе?

– В первую очередь я бы посоветовала отключить голову. Мир ароматов – иррациональный и чувственный. 

Можно пойти через набор из разных направлений: взять сладкий, древесный, кожаный и зеленый ароматы и хотя бы понять, какого настроения вам сегодня хочется. 

Есть немало людей, которые пробуют и говорят: «Мне непонятно, вкусно же, да? Хорошо пахнет?» Им бы я посоветовала больше идти в парфюмерию, чтобы больше устанавливать контакт с собой.


Важный комментарий: я считаю, что ароматов должно быть много. И не надо в один аромат пытаться запихнуть все смыслы: и чтобы для свидания, и для работы, и чтобы успокаивал, и, когда надо, энергию давал, и чтобы всегда нравился. Такого не бывает. Поэтому популярны небольшие объемы – семплы (маленькие флаконы от 1 до 10 мл – прим. «Блокнот Ростов»), чтобы человек мог больше попробовать. И не бойтесь пробовать новое: это не оформить ипотеку, это не выйти замуж, это еще одно удовольствие. 

Недавно я услышала фантастическую фразу, которая меня впечатлила и расставила все точки над и. Когда женщина подходит к своему гардеробу и не может ничего найти и надеть, дело не в том, что у нее нет одежды. Дело в том, что она не знает, чем выразить свое состояние.

Классно, когда ароматов у вас много, и есть, чем выразить свое состояние.

– Следите ли вы за трендами в мировой парфюмерии, используете ли вы их в своих ароматах? Какие ноты или настроения сейчас популярны?

– Я не использую тренды, потому что это некая маркетинговая стратегия, которую кто-то решил вывести на рынок. Когда я разрабатываю ароматы, я руководствуюсь тем, как тема эмоционально отзывается. 

Тем не менее я, конечно, в курсе, что происходит сейчас в мире парфюмерии. Например, есть тренд на индивидуальность. И здесь я идеально вписываюсь. Потому что создаю ароматы и на заказ, и для выбора чего-то действительно необычного из ассортимента бренда. Людям уже не хочется пахнуть как все. Им хочется глубины, смыслов, новых впечатлений. 

Следующий тренд, если взять по нотам, – урбанистическая парфюмерия. Появляются запахи пыли, бетона, какие-то горелости, необычные сочетания. Сочетание розы и жасмина уже никого не удивит, а вот какие-то запахи, которые, казалось бы, человек никогда не чувствовал – это интересно.

Еще один важный тренд в парфюмерии последних лет, которому, как я считаю, мы соответствуем – это упомянутые сэмплы, travel size, маленькие размеры.


– Расскажите, пожалуйста, о своей коллекции парфюмерных ингредиентов из мини-музея, который вы открыли в нашем городе. Какие редкости в нем есть?

– Всего в коллекции сейчас около ста экспонатов. Я собираю их много лет, а для выставки перебрала и систематизировала. Это не просто капельки эссенций, мы можем увидеть, из чего то или иное масло появляется. Это могут быть травы или кусочки коры. 

Что касается редкостей, то, например, я собрала коллекцию удовой древесины. Это очень дорогое удовольствие, и сейчас уд в промышленной парфюмерии не используется. Есть аналоги: либо синтетические, либо собранные из натурального сырья, но похожие по запаху. Масло уда исчезающее, у меня есть восемь образцов удовой древесины и масла.

Это и сандал, и различные травы, начиная от нашей степной полыни и заканчивая итальянским бессмертником, который используется в парфюмерии много тысяч лет и обладает потрясающим ароматом. Это даже ракушки Чоя Накх, из которых сложным способом после обжарки с сандалом и дистилляции получается масло с горелым запахом. Конечно, это набор мускусов: кабарги, касториум, цибетин и так далее. Классика парфюмерного сырья. 

Почему это сейчас уникально? Дело в том, что в промышленной парфюмерии практически не используется натуральное сырье. И сейчас очень сложно найти, как пахнет тот или иной ингредиент эталонно. Синтезированные аналоги могут быть не похожи на изначальный запах. Например, настоящие животные мускусы и мускус, который сейчас используется в парфюмерии, пахнут абсолютно по-разному.

А в нашем шоуруме, который открылся в этом году в центре Ростова, для всех желающих есть возможность посмотреть, как это выглядит и как пахнет по-настоящему. 


– Как у вас родилась идея создать аромат Ростова? Чем, на ваш взгляд, пахнет наш город?

– В пандемию я вернулась жить в Ростов, а уезжала лет в 20, достаточно рано. И я совершенно по-другому увидела город. Если бы я здесь жила, была бы некоторая притертость. Но после возвращения я поняла, что действительно люблю Ростов, что у него есть свое лицо и потрясающая харизма, свой стиль.

И, конечно, то, что меня восхищает и дает эмоции, я стараюсь выразить через ароматы. Поэтому пришла мысль создать аромат города. Это было очень просто: я собрала тот букет эмоций, которые и в детстве получала, и то, что увидела, когда вернулась. Это запах реки Дон, такой характерный, что когда я еду через Ворошиловский мост, я всегда понимаю, что возвращаюсь домой. Это и запахи тютины, нигде нет такого количества шелковицы. Это и маленькие абрикосы, жерделы, которые у нас росли под домом, и мы ими объедались прямо с земли, с муравьями, ничего не останавливало. Это запахи липы и акации.

По большому счету мне нужно было просто взять весь этот спектр и красиво сочетать во флаконе. И у меня это получилось! Аромат занял номинацию в салоне VAST среди летних ароматов, чему я очень рада, потому что даже не знала, что он туда уехал. 

Он абсолютно не гендерный, не мужской и не женский. Это некий набросок моей любви к городу.


– Как получилось, что вы решили связать свою жизнь с ароматами?

– С детства я обожала запахи, которые меня окружают. Конечно, и запах реки Дон, я его очень хорошо помню. Когда мы с родителями ездили на старой машине купаться на левый берег, это было абсолютное счастье. И запах камыша, реки очень ярко впечатался в мою память.

Когда идешь по пути, как говорил Коэльо, вся Вселенная тебе помогает. Я никогда не принимала решение связывать жизнь с ароматами. Просто когда мне было лет 16, я впервые увидела флакончики с ароматными эссенциями фирмы Stix. Это было достаточно дорого, и я стала их коллекционировать, но еще не знала, что с ними делать. Собирала, переставляла и нюхала.

Постепенно стала изучать тему, читать литературу по ароматерапии. Следующий мой шаг – смешивать аромакомпозиции на основе масла как массажные смеси. И, по сути, сундук с ароматами лет с 18 был полон, я все время в него заглядывала, поддерживала себя, делала подарки близким. 

И в один момент произошла ситуация, когда мне был 21 год – мой первый бизнес-проект быстро закрылся в один момент. Это было кафе в Краснодаре. Можно сказать, «отжали» бизнес, и я вообще не понимала, что делать. Я уже работала на себя и менять это не планировала. Достала свою коробку с ароматами, сидела и медитировала. И мне позвонил человек, который купил какое-то количество ароматов. 

Я очень удивилась – оказывается, то, что мне настолько нравится и настолько меня наполняет, может быть интересным кому-то еще. И тогда я стала эту тему развивать, создавать различные композиции, в том числе первые индивидуальные. В 23 года у меня открылась в Краснодаре студия аромалогии, где я работала с запахами и как ароматерапевт. В то время я получила медицинское образование. Также у меня есть рекламное и психологическое образование. 

Дальше я опять переключилась на новый уровень и стала работать в Германии, в Штутгарте, создавала духи для немцев. Это продолжалось несколько лет. Параллельно я обучалась там, углубляя мастерство. А еще ездила в Азию и Индию, изучала аюрведу и принципы построения ароматов именно в азиатской традиции, и мне это было очень близко. Я уверена, что аромат – не просто косметический элемент жизни, это философия и субстанция, оздоравливающая эмоциональную сферу.


– А что было самым сложным на пути к личному бренду ароматов?

– В 2016 году я поняла, что хочу открыть свой бренд Siordia parfums и создавать не только индивидуальные ароматы, а целую линейку. Было уже много наработок, классных формул, которые просто не были названы, так что создавать первую коллекцию было легко. 

Но я столкнулась с самой большой проблемой: в России не было парфюмерии. Это сейчас существует коалиция русских парфюмеров, есть бренды, а в то время мы делали первые шаги. 

Тогда сложно было объяснить людям, почему, если они привыкли пользоваться люксовыми ароматами, которые у всех на слуху, стоит попробовать то, что создал человек, сидящий напротив, а не французский парфюмер. Отношение было очень предвзятое. Приходилось через это продираться. 

Плюс то, что я использовала всегда много натуральных компонентов, делала ароматы сложные. Гораздо проще нравиться простыми и понятными вещами, чем вести людей в смыслы, в многогранность. Это была вторая проблема. 

И, конечно, в России тогда вообще ничего не было про парфюмерию. Ни литературы, не считая небольшого количества советской, ни ингредиентов – из аптечных масел хорошие духи не делаются. На деле необходимо профессиональное качественное парфюмерное сырье, и это все доставалось неимоверными способами. Я привозила в чемоданах из Германии то, что могла достать. Каждый раз тряслась, чтобы все это доехало, не разлилось. 

Сейчас уже лучше, хотя предстоит еще огромный объем работы. Есть опыт людей, в том числе мой, и те, кто начинают сейчас, могут на что-то опираться, консультируются, читают статьи в интернете. Уже есть посредники, через которых можно приобретать парфюмерное сырье, пусть и безумно дорого, и не сравнится с возможностями работы в авторской парфюмерии в Европе. Но я очень надеюсь, что мы будем развиваться.

Оксана Петина

Фото автора и из личного архива героини

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
лица городапарфюмерияинтервью
0
0