150 лет со дня рождения донского музыканта Александра Листопадова, который собрал 1300 казачьих песен
Золотое имя донской фольклористики. Фото: https://donlib.ru/
Читайте также:
- Власти назвали причину появления похожих на работу ПВО следов в небе над Ростовом (06.09.2023 16:21)
- Две школьницы из Ростова стали лучшими выпускницами онлайн-школы анимации (06.09.2023 13:12)
- Дончанина обвинили в госизмене за передачу Киеву данных о военном объекте (06.09.2023 08:28)
- В Цимлянске прокурор при попытке сбежать от силовиков протаранил их машину (06.09.2023 07:32)
- Кандидаты в депутаты Заксобрания Ростовской области скрыли свои доходы (06.09.2023 07:23)
Сегодня, 6 сентября, исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося музыканта и фольклориста, который пронес любовь к малой Родине и донской казачьей песне через всю жизнь. «Блокнот Ростов» расскажет подробнее об Александре Листопадове.
Будущий музыкант появился на свет в 1873 году на Северном Донце, в хуторе Нижние Серебряки — сейчас станица Краснодонецкая Белокалитвинского района Ростовской области. Известно, что отец Александра Михайловича преподавал в станичном духовном училище, мать вела домашнее хозяйство, но отличалась особыми вокальными и была прекрасной певуньей.
Родители маленького Саши отмечали его исключительный музыкальный слух и способности к игре на разных музыкальных инструментах: балалайка, гитара, скрипка, фортепиано. Еще в детстве Александр Михайлович стал принимать участие в домашних концертах.
Первоначальное музыкальное образование Александр Листопадов получил в Новочеркасской духовной семинарии, где стал певцом и дирижером ученического хора. В программе выступлений хора наряду с церковной и классической музыкой были и казачьи песни. Можно предположить, что тогда у будущего этнографа закрепилась мысль о собирании донского песенного фольклора.
Фото: https://donlib.ru/
Желая узнать больше о фольклоре и получить серьезные литературные знания, Листопадов отправляется в Москву. С 1903 по 1905 годы он занимается изучением истории и теории музыки в Московской консерватории. Александр Михайлович начал самостоятельно записывать и систематизировать все услышанные донские песни. Его работу высоко оценили специалисты того времени.
После им заинтересовалось и донское правительство, которое захотело помочь талантливому человеку. По распоряжению военного министра на средства Областного статистического комитета была снаряжена экспедиция по сбору казачьего фольклора в хуторах и станицах Первого Донского округа, имевшего центр в станице Константиновской. Экспедиция продлилась девять месяцев, было сделано более 700 записей, которые всесторонне отразили культуру пения у казаков Дона.
В 1903 году музыкант-экспедитор поступил на филологический факультет Московского университета.
Помимо учебы не забывал Александр Михайлович и о своем любимом деле — он очень часто бывал на Дону и собирал песни. В 1904-1905 годах продолжал свои экспедиции в казачьи станицы; это нашло отражение в «Трудах Музыкально-этнографической комиссии». Известно, что он часто использовал фонограф в таких экспедициях.
Сборники Листопадова. Фото: kazakseverdon.ru
В 34 года Александр Листопадов оказался задержанным на студенческих беспорядках. Уже преподавателя, но по-прежнему студента выслали выслан из Москвы в Саратов, под надзор полиции. Здесь он преподавал пение и географию в женских гимназиях, работал в консерватории – вел предметы «дирижирование» и «народное творчество».
В 1911 году Александр Михайлович публикует свой первый сборник, в который вошло 107 песен. За этот труд фольклорист был награждён золотой медалью и премией. Позже другие его сборники песен выходили в Ростове-на-Дону, Москве, Ленинграде. Главным трудом его жизни стал пятитомник «Песни донских казаков», опубликованный уже после смерти Александра Михайловича. Это уникальное, до сих пор непревзойденное собрание донского песенного фольклора, сохранившее по сей день свою познавательную и художественно-практическую ценность.
Сложности с поиском ценных песенных материалов начались в 1917 году – по политическим причинам. Православная вера, во имя которой складывали свою буйную головушку казаки, была не по вкусу большевистским идеологам; также не нравились советской цензуре старинные казачьи песни, да и к самому казачеству у тогдашних властей было неприязненное отношение.
Лишь после Гражданской войны и вошедшего в широкий обиход термина «красное казачество» стало возможным говорить о «некотором этнографическом интересе» к казачьим песням.
К 1921 году Александр Листопадов выбрал своим городом Новочеркасск, и поселился здесь. Он занялся «народным творчеством», руководил певческой капеллой, созданной из расформированного Войскового казачьего хора.
Запись песни донских казачек. Иллючтрация: https://donlib.ru/
Кроме того, был дирижёром-хормейстером музыкального драматического коллектива, поставил с ним оперы «Аида» Д.Верди и «Князь Игорь» А.Бородина.
Затем, с 1924 года, работал «по музыкальной линии» в Донском педагогическом институте.
В 1934 году талантливого фольклориста командировали в Таджикистан, для помощи местным этнографам. Результатом их совместной работы стала запись 350 песен Средней Азии.
С 1936 года и до самой кончины в 1949-м, Листопадов жил в Ростове-на-Дону, руководил там хором донских казаков, который сам же и создал.
Песни, собранные Александром Листопадовым, и ныне звучат в исполнении самодеятельных и профессиональных коллективов. Наверное, не отыскать на Дону такого казачьего ансамбля, который не знал бы имени музыканта-краеведа.
Александр Михайлович умер в феврале 1949 года. Несмотря на то, что потомков у Листопадова не осталось, его могила в Пролетарском районе Ростова-на-Дону ухожена. На доме № 44 по улице Советской установлена мемориальная доска. В его честь также названы библиотека и одна из улиц города.
Григорий Мелихов
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону