Ростов-на-Дону Пятница, 29 марта
Общество, 04.07.2019 07:04

«Задачи сделать «качественно» не стояло»: почему капремонт убил исторический облик Ростова

Уже несколько лет в Ростове реализуется масштабная программа по капитальному ремонту жилых домов. Часть из них находится в центральной части города и имеет историческую ценность. Однако это, вроде бы, благое, дело в большинстве случаев вызывает только критическую реакцию со стороны городского сообщества. А виной всему качество работ, которое не выдерживает никакой критики.

Все началось в 2014 году, когда была введена новая система капремонта. В центре города то тут, то там вокруг домов начали расти строительные леса. Но спустя некоторое время архитектурное сообщество Ростова забило в набат. Дело в том, что вместо восстановления исторических фасадов строители просто начали массово их штукатурить.

Власти Ростова, в свою очередь, ответили, что штукатурить дома — это совершенно нормально. Всему виной большие объемы работ и короткие сроки (город активно готовился к ЧМ-2018, - прим. ред). Занимавший тогда должность заместителя мэра по вопросам ЖКХ Владимир Арцыбашев отмечал, что все процедуры были согласованы с собственниками жилых домов, а их мнение при проведении капремонта является основным, за исключением случаев, когда дом является памятником архитектуры.

Screenshot_1.jpg

"Короед" захватил десятки зданий в историческом центре Ростова

Итогом возмущения жителей стало решение губернатора Ростовской области о создании специальной межведомственной комиссии, которая определит технологию, по которой будут вести работы.

– Я сегодня увидел, честно говоря, два абсолютно разных подхода. Один из них меня устроил: люди пытаются восстановить исторический облик здания, добросовестно приводят его в порядок, снимают краску и восстанавливают фасад. Увидел и другой пример. К сожалению, на другом объекте, не задумываясь, начали применять штукатурку, а когда-то это здание выглядело по-другому, и тем было привлекательно, – отмечал Голубев после поездки по городу.

Как рассказал «Блокнот Ростов» председатель ростовского отделения Всероссийского общества по охране памятников культуры и истории Александр Кожин, комиссия действительно собиралась неоднократно, однако все ее решения носили рекомендательный характер.

– А потом выяснилось, что постановление о комиссии вообще так и не вышло. Причем сама комиссия собиралась, но официально ее состав никто так и не утвердил, – рассказывает Кожин.

Screenshot_4.jpg

Здания в Ростове ремонтировали для "количества", а не "качества".

Основной проблемой действующей системы капремонта Кожин считает неправильный порядок выполнения работ при котором ремонт начинают с фасада.

– По- нормальному, фасадные работы нужно выполнять уже в конце. Главное же, чтобы кровля не текла, и подвал сухой был. А также замена коммуникаций. Это основные проблемы старого фонда, – считает Кожин.

Александр уверен: зачастую на мнение жильцов зачастую влияют компании, проводящие ремонт.

– Они показывают примеры оштукатуренных домов, рассказывают, что это поможет скрыть трещины и прочее. Ведь им так проще. А жильцы ведутся. В итоге доходит до парадоксальных ситуаций, когда вроде бы договорились, что фасад не тронут, а потом его штукатурят. А все из-за мнения жильцов, которое является основным, – рассказывает Кожин.

Руководитель общественного движения «Мой фасад» Роман Бочарников также считает, что основной проблемой выступает как раз это «мнение жителей».

– Необходимо изменить законодательство в области ремонта зданий исторического фонда. Вернее, внести поправки в основной закон - основное решение при ремонте фасадов старого фонда должны принимать архитекторы, а не жильцы. Это, пожалуй, единственный вариант, который позволит более-менее бороться с произволом подрядчиков, вкусовщиной жильцов и отсутствием контроля со стороны уполномоченных органов, – считает Бочарников.

Screenshot_6.jpg

Кирпичные дома превращались в отштукатуренные, а расцветки поражали буйством красок

Доцент Института Архитектуры и Искусств ЮФУ Артур Токарев полагает, что спасением может стать внесение как можно большего числа задний в реестр объектов культурного наследия.

– Тогда их проще будет защитить. Кроме того, в администрации города Ростова должен появиться советник по архитектуре или объектам культурного наследия, – считает Токарев.

Эксперты солидарны в том, что одной из главных бед такого капремонта является отсутствие грамотных подрядчиков, которые набираются по принципу «дешевизны», а не «профессионализма».

– Если в Ростове можно найти восемь-десять архитекторов, которые могут заниматься реставрацией фасадов, то вот с исполнителями все плохо — их на город всего несколько. И даже если такая компания выполняет работы хорошо на одном доме, то одновременно на несколько их уже не хватит, – отметил Кожин.

По мнению Артура Токарева, этот вопрос можно решить путем воспитания свежих кадров.

– Для этого можно вернуть соответствующую специальность в систему среднего профессионального образования подрядчиков. Следует также жестко контролировать работу подрядчиков, которые выходят на объект, и пошагово следить за выполнением ими работ. А после накопления определенного опыта создать реестр профессиональных и добросовестных подрядчиков для реставрации памятников архитектуры, – считает Токарев.

Screenshot_10.jpg

Отремонтированные несколько лет назад фасады уже рушатся

Сама программа капремонта построена на освоении денег, а не на сохранении исторического наследия, уверены эксперты. Отсюда и все эти проблемы, когда подрядчикам проще заштукатурить здание, а не возвращать исторический облик. При этом строители используют не гладкую штукатурку, с которой работать весьма непросто, а так называемый «короед». Здания после нее смотрятся крайне нелепо. Итогом таких работ стало то, что часть уникальных домов превратились в какие-то «типовые проекты» одного цвета.

– Если в доме есть трещина, то ее можно замазать, а не скрывать за штукатуркой. Здание простояло сотню лет – и ничего, а после таких вот капремонтов уже через-год два оно начинает сыпаться. Таких примеров по городу валом, – отмечает Кожин.

«Реставраторы» стремятся максимально упростить свою работу, сбивая старую лепнину, либо грубо переделывая ее. Тут показателен пример дома на Станиславского, где цветы заменили на бутылочные донышки. Однако после вмешательства общественников и шумихи в прессе, подрядчик все же восстановил лепнину в первоначальном виде.

Представитель одной из компаний-подрядчиков на условиях анонимности рассказал, что перед ними никогда не ставили задачи делать «качественно».

– Мы делали сразу несколько домов в центре. Иногда бригады работали полдня на одном объекте, а потом на другом. О каком качестве тут могла идти речь? Тем более, все делалось в очень сжатые сроки и за не самые большие деньги. Главное было – успеть к ЧМ-2018, чтобы не опозорится перед иностранцами, – отметил сотрудник компании.

Screenshot_3.jpg

Есть и хорошие примеры, когда фасады чистят

При этом в последнее время часть зданий в городе удалось спасти от штукатурки. В основном, за счет волонтеров, которые в свободное время общались с жильцами, уговаривая их сохранить исторический фасад от «короеда». При этом они также спасли не только фасады, но и исторические двери. Так, жильцы дома на Московской, 38 своими силами отреставрировали дверь, которую согласно смете капремонта хотели заменить на железную .

А в этом году активисты заявили о скором запуске в Ростове волонтерского проекта «Том Сойер Фест», который за несколько лет охватил уже более 40 городов по всей стране. Его суть заключается в том, что ремонт идет за счет жильцов, волонтеров и привлеченных спонсоров. В этом году в рамках проекта планируют отремонтировать дом на Обороны, 64.

Активисты выяснили и интересный факт из истории этого дома. Дело в том, что с 1870 года он принадлежал семье купца второй гильдии Исая Хацмана. А его средняя дочь Ревекка в 1949 году стала первой леди Израиля, после того, как ее муж Хаим Вейцман стал первым президентом новообразовавшейся страны.

По словам координатора проекта Ларисы Двойных, ей надоело видеть, как уничтожается город.

– Здание попалось нам совершенно случайно. Мы долго искали подходящий дом, и однажды на здание на Обороны. Он подошел нам по всем критериям: не объект культурного наследия, не аварийный и жильцы оказались не против, – рассказала Двойных.

Screenshot_14.jpg

Дом на Обороны 64 сделают руками жителей

Сейчас организаторы заняты поиском спонсоров и партнеров. Если все сложится удачно, то к работам планируют приступить уже в августе этого года.

– Если в этом году все сложится, то мы планируем продолжать и дальше. Пока отклик со стороны жителей нас радует. У нас есть планы по реставрации не только фасадов, но и отдельных деталей домов, – добавила девушка.

А в прошлом году на боковом фасаде одного из "отремонтированных" домов на площади Пятого Донского корпуса  появился рисунок, который художница под псевдонимом M.Hardy посвятила борцам за архитектуру Ростова. На нем изображены три сюжета из жизни святого Антония.

Screenshot_8.jpg

Борцы за архитектуру Ростова вдохновили художницу на картину

– Воскрешение никак не входит в планы опечаленных родственников, готовящихся делить наследство. Новые хозяева уже планируют переоборудование дома, рассчитывают предстоящие траты полученного наследства… Как вдруг приходит святой Антоний. Почему для росписи выбран этот сюжет? Вспомним ситуацию с памятниками истории и архитектуры в Ростове: Парамоновские склады, дом Кисина, дом Врангеля и многие другие, нуждающиеся в реставрации, восстановлении… Посвящаю эту роспись неравнодушным ростовчанам, готовым сохранять, оберегать и воссоздавать исторический облик города, несмотря на то что у кого-то другие планы на доставшееся нам наследие, – написала художница

Стоит отметить, что за последние годы на капремонт в Ростове было потрачено 1,8 млрд рублей.

Неведров Роман

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.      

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовкапремонтфасады
0
0