Ростов-на-Дону Суббота, 23 ноября
Общество, 28.04.2024 09:00

«Я вырос из города»: бывший ростовчанин рассказал, что сподвигло его на переезд в Москву и что ему не нравилось дома

«Я вырос из города»: бывший ростовчанин рассказал, что сподвигло его на переезд в Москву и что ему не нравилось дома

Михаил на рынке индийского штата Гоа. Фото из личного архива героя

Ростовчанин Михаил Харламов 15 лет назад принял решение переехать в столицу и успешно справился с поставленной задачей. «Блокнот Ростов» узнал у Михаила, почему он не согласен с поговоркой «где родился, там и пригодился», для чего любит возвращаться в Индию и почему считает идеальной страной для жизни Испанию.

Расскажи, пожалуйста, почему ты принял решение уехать из Ростова и когда это случилось?

Еще в юном возрасте я понимал, что город – место, где ты родился, живешь, но ни к чему тебя не обязывает. Основное, в моем понимании, что ценно в том месте, где мы родились, – это наши близкие люди, родственники, друзья. 

Моменты жизни: первый раз пошел в школу, первый раз влюбился, первый поцелуй – у большинства людей вызывают ностальгию. Многие путают эти приятные чувства с городом, где родились, но само место второстепенно. Главное – люди и события.


Еще в начале нулевых я понимал, что хочу жить не в Ростове. На тот момент я бывал только в Украине и нескольких городах России, в которых мне почему-то нравилось больше, чем в Ростове. 

Переломный момент с осознанием, что я хочу жить в Москве, случился в августе 2009 года. Тогда сборная России играла со сборной Аргентины в столице, и я решил не просто поехать на матч, а воплотить свою мечту – увидеть Диего Марадону, который на тот момент тренировал сборную, и сфотографироваться с ним. Сфотографироваться не удалось, но я взял автограф: у одного человека попросил тетрадный лист, у другого ручку, как-то прорвался через кордон ОМОНа и полиции, протянул вышедшему Диего. Я был, наверное, в числе десяти человек из более чем сотни, которым Марадона оставил свою роспись. Сам автограф мне не был важен, мне важно было прикоснуться к божественному, и у меня это получилось. 

Те три дня, что я ездил за сборной Аргентины, открыли для меня Москву, которую я не видел раньше. Широкие проспекты, красивую архитектуру, приятных людей, грамотный график транспорта, а не как в Ростове.

Я увидел возможности и понял тогда, что я хочу жить в Москве. И около двух лет у меня ушло на подготовку к переезду. Мне хотелось понимать, что я переезжаю на конкретное место работы. И 2009-м целенаправленно устроился в Ростове в сетевой мебельный гипермаркет, чтобы через год перевестись в Москву. Точнее, в Химках, где в 2011-м я активно участвовал в открытии нового гипермаркета, когда окончательно переехал и понимал, что вряд ли вернусь в Ростов. 


Мне не столько Москва нравилась, хотя я в нее влюблен и по сей день – считаю, что это один из самых развитых, красивых, благоустроенных городов в Европе. Мне не нравился Ростов своим околокриминальным укладом, который проявлялся практически во всем. Это и манера вождения, и то, как люди устраиваются на работу по знакомству. Это сказывалось на безопасности, в Ростове она не на высоком уровне. Транспортные проблемы в Ростове накапливаются, но не решаются. 

Не могу сказать, что я люблю Ростов как город. Возвращаясь к тому, с чего начал – для меня это скорее люди, с ростовскими друзьями сохраняется много хороших прочных связей, которых в Москве за долгое время так и не появилось.

Я люблю воспоминания о рыбалке с дедушкой на Дону, о праздниках на Театральной площади, своем частном дом, которого уже нет. Но я вырос из города, как бы высокомерно это ни звучало. Хотелось больше реализации, хотелось больше возможностей. Хотелось посещать футбольные мероприятия: здесь была Лига чемпионов, был (и есть) клуб «Локомотив», за который я переживал больше, чем за «Ростов». И выступления музыкальных исполнителей. Музыка и футбол – дополнительные факторы для переезда.

Что было для тебя самым непростым в столице первое время?

Было сложно во многом, потому что оторвался от дома, от родственников, друзей, погрузился в совершенно иную атмосферу. Приходилось снимать комнату в трешке с чужими людьми, хотя и коллегами. Коммунальная жизнь в квартире не первой свежести – это сильно отличалось от того, к чему я привык. Я переезжал с ростовской зарплатой на московские цены, денег не хватало. Пришлось взять кредит, чтобы оплатить услуги риелтора, депозит за жилье. 

Основная сложность была финансовая. Открыв гипермаркет в Химках, я уволился, ушел одним днем и в тот же день устроился в другое место. Это позволило мне не просто решить все финансовые вопросы и закрыть кредит, но и исполнить свою мечту побывать в Гоа.


Какое у тебя образование и работал ли ты по специальности, кстати?

У меня две специальности. Первая из колледжа радиоэлектронного приборостроения, раньше он назывался так, это ремонт и обслуживание средств вычислительной техники. Туда я поступил после девятого класса, потому что лучше разбирался в математике и физике, на тот момент компьютеры были перспективным направлением. И там я понял, что у меня не технический склад ума, а больше гуманитарный. 

После окончания колледжа поступил и выучился на политолога. Почему я не работаю политологом? Профессия такая есть, но вакансии нет. Когда я узнавал на бирже труда, даже не было ни одной с корнем полит-, операторы не могли понять, что мы ищем. В итоге мы сошлись на том, что можно попробовать поработать в реабилитационном центре для несовершеннолетних специалистом по социальной работе. Проработав там чуть больше полугода, я окончательно понял, что не хочу иметь ничего общего с муниципальными и государственными организациями, как там все устроено. Что это очень тяжелый и при этом низкооплачиваемый труд. И с 2009 года я пошел в продажи. И практически всю жизнь работал продавцом.

Сталкивался в Москве с какими-то знаменитостями?

Уже на третий день пребывания в столице, когда я приехал сюда жить, я встретил на Манежной площади Василия Уткина. Увидел газель, у которой в дверном проеме сидел Василий. Практически мгновенно я убедился, что это мой любимый комментатор, пару секунд сомневался, подойти или нет, в итоге решился и сфотографировался с ним. Он оказался очень приятным, без какой-либо заносчивости. С огромным удовольствием я пожал ему руку и поблагодарил за блестящие комментарии, а он засмущался. 


Потом я столкнулся с Дмитрием Дибровым. Кстати, в Ростове он был моим соседом на улице Восточной, я знал его родителей, они очень приветливые люди. Сам Дибров на моей памяти несколько раз приезжал в Ростов, я его видел практически возле своего дома. А после переезда в Москву я посчитал нашу встречу хорошим знаком. 

Еще буквально через неделю или две после переезда я столкнулся плечом к плечу в торговом центре с Дмитрием Харатьяном, он даже что-то приобретал у нас в отделе. 


С музыкантом Глебом Самойловым. Фото из личного архива 

Потом также на работе я видел Стаса Михайлова, Анну Семенович, Леру Кудрявцеву, Дмитрия Нагиева, Рому Зверя, многих футболистов и тренеров. Там, где я продавал мебель премиального класса, знаменитости были нередкими гостями.

Из последнего пересекался с Гариком Сукачевым. И лично мне удалось пообщаться с Аркадием Укупником. Он выглядит в жизни ровно так, каким я его видел 20 лет назад по телевизору. 

Удивление у меня вызвала встреча с Дмитрием Песковым и Татьяной Навкой, я специально подошел посмотреть, как этот человек выглядит вблизи. Меня поразило, что он был без охраны, в обычном поло, шортах, а Татьяна Навка – в спортивной одежде и без косметики. 

В каких странах ты уже побывал и где в идеале хотел бы жить?

Список не такой большой. Пять моих отпусков провел в Индии, в штате Гоа. Несколько раз был в Абхазии. В Украине – например, ездил в Киев на концерт Пола Маккартни. В 2022 году я побывал в Казахстане, в 2018-м посетил Испанию, а в 2023-м два месяца жил на Шри-Ланке.

В идеале из тех мест, где я побывал, и исходя из опыта моих близких или видео, которые я наблюдал, все-таки я остановился на Испании по ряду причин. Это теплая страна, где есть Средиземное море с чистыми пляжами, красивая архитектура, качественные продукты питания. В Испании я увидел то, что стало притчей во языцех, как моют улицы с пеной из шланга с машин. И это происходит не только на крупных улицах, но и в маленьких переулках. 


В Барселоне летом 2018-го. Фото из личного архива

Еще основное, что мне понравилось в Испании, – люди. Очень дружелюбные, позитивные, которые, как оказалось, радуются жизни в любом возрасте, при любом достатке и социальном статусе. Во всем проявляется их любовь к жизни, желание ценить каждый момент и наслаждаться тем, что у них сейчас есть. 

Там я почувствовал себя расслабленным, более спокойным, и связал это именно с окружением, с той средой обитания, которую увидел в Испании. Ритм жизни, солнце, климат и менталитет в совокупности дают радостное восприятие себя и людей. Хочется быть частью этого. 

Мне сложно представить себе испанца, переживающего или стрессующего по той или иной причине. У них есть чему поучиться. Они никуда не торопятся и не перерабатывают. У них три часа сиесты, обеденного перерыва, что тоже о многом говорит. Еще по статистике в Испании один из самых низких уровней суицида и очень высокая продолжительность жизни. 

Чем тебя привлекла Индия, почему любишь возвращаться туда?

В общей сложности в Гоа я провел шесть месяцев, от двух недель до трех месяцев в каждый приезд.

Меня привлекла даже не сама Индия, а состояние, которое я там испытываю. Я заметил улучшение состояния, а потом стал отслеживать, что на него могло повлиять. В Индии люди, несмотря на свои огромные социальные проблемы, на бытовые сложности и лишения, умеют радоваться жизни, могут принять любую ситуацию как данность, не противодействуя ей. Поясню – если что-то произошло, наш человек кричит «Только не это! Все что угодно, только не это!» Таким образом мы теряем много энергии и получаем стресс от того, что изменить уже нельзя. 


Почему я вообще решил поехать в Индию? Я хотел попасть именно в Гоа, потому что слышал, что в 60-70-х там проживали хиппи. Есть еще легенда, что приезжали «Битлз», когда посещали индийский Ришикеш, но документального подтверждения нет. Как бы то ни было, поездка в Индию впоследствии серьезно повлияла на их творчество и восприятие мира и жизни, они очень положительно отзывались об этом опыте. А так как я был и остаюсь преданным поклонником творчества «Битлз», считаю их музыку магией, определенный интерес к Индии и Гоа у меня уже сложился. 

Но подкрепилась мечта после просмотра репортажа Андрея Лошака (признан иноагентом) «План побега». Там было несколько героев, все они оказались успешны в жизни и своей профессии, а потом уехали в Гоа. Одним из них был режиссер «Бумера» и «Бумера-2» Петр Буслов. Он почему-то на пике своей популярности, когда его звали в разные проекты, выбрал жизнь на берегу моря в скромных условиях. Меня это очень удивило и заинтересовало. И я поставил себе цель побывать там.


Впервые я посетил штат Гоа в конце 2012 года. Когда приехал, на всем двухчасовом пути от аэропорта до гостевого дома я себе задавал вопрос: «И это тот самый Гоа? Что я здесь делаю?» Передо мной была самая обычная российская деревня с коровами, бродячими собаками, заваленными заборами, непонятными хижинами и сараями. Только вместо березок и осин были пальмы. И все это время не было видно море, потому что дорога проходит через центр штата. 

Первые три дня я был в некотором шоке, ожидание и реальность максимально не совпали. Но потом прошла акклиматизация, и я заметил, что ум стал более спокойным, умиротворенным. Гоа – место встречи людей из разных стран, там я встретил датчан, норвежцев, французов, немцев, выходцев из постсоветских республик. Огромная география туристов из нашей страны. Были израильтяне, австралийцы. Такое международное сообщество именно в этом месте, где все друг другу рады и принимают друг друга такими, какие они есть, безусловно и без границ, без различия языка, культур, религий, традиций. Это меня настолько удивило, что уже через месяц после возвращения в Россию я взял отпуск за свой счет и вернулся, чтобы исследовать это место более глубоко, разобраться, как так получилось. 

Последний раз я туда прилетел в ноябре 2022 года и улетел оттуда в феврале 2023-го. До сих пор там сохраняется эта магия. В которой ты осознаешь себя как часть природы, часть многонационального многокультурного сообщества, где все друг другу рады. Но с каждым годом коммерция все же вытесняет хипповскую и пацифистскую идею, где все люди братья и равны. Она, к сожалению, утрачивает свою силу. 

Когда последний раз приезжал в Ростов? Как, по-твоему, город изменился за те годы, что ты здесь не живёшь?

В Ростове я был последний раз в июле 2021 года и в среднем после переезда в Москву посещал один-два раза в год. Но в последнее время все реже и реже. 

Я не замечал кардинальных изменений в облике города, кроме появления магазинов и салонов красоты на первых этажах зданий по всем улицам. Когда я уезжал, такого количества торговых точек и салонов я не видел. Но качество дорог и фасадов исторических зданий, к сожалению, лучше не становились. Новых спортивных площадок или каких-то развязок, даже подземных или наземных переходов, я не увидел. 

Основное преобразование города было замечено при подготовке к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Тогда было видно, что из федерального бюджета деньги все-таки дошли. К этому благоустройству у меня есть некоторые вопросы, но все же было заметное улучшение.

Оксана Петина
Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.



Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
мы из Ростоваинтервьюростовчанепутешествия
77
7