Вениамин Смехов: «Кирилл Серебренников будет гордостью Ростова»
На днях в донскую столицу приехал мэтр советского и российского кино и театра, Народный артист России, сценарист, писатель и режиссер Вениамин Смехов.
75-летний артист, широко известный как исполнитель Атоса в картине «Д'Артаньян и три мушкетера», посетил Ростов, чтобы провести здесь творческий вечер. В беседе с корреспондентом «Блокнота» он рассказал о положении дел в современном кино и театре России, а также о том, почему считает Кирилла Серебренникова выдающимся режиссером.
Блокнот: Ростов на протяжении многих лет является «экспортером» музыкантов, играющих джаз. А есть ли интерес за пределами региона к донским режиссерам, например, к творчеству Кирилла Серебрянникова?
Вениамин Смехов: На всем большом пространстве отечественной культуры довольно много хорошего, но что-то оказывается «штучным товаром», вписанным в мировую антологию искусства курсивом, а что-то со временем теряется и забывается. Если говорить о театре, то есть с десяток режиссеров, которых можно назвать не просто успешными, но выдающимися, особенными. И среди них два ростовчанина — Анатолий Васильев и Кирилл Серебрянников. Вот как мы говорим о Миерхольде, Станиславском, Любимове и Толстоногове — совсем скоро так заговорят о Васильеве.
Блокнот: А чем замечателен Кирилл Серебрянников?
Вениамин Смехов: На сегодняшний день, когда повсюду главенствует ширпотреб, Кирилл Серебрянников же очень ярко выделяется в ряду посредственностей. Я знаю, как его искусство воспринимается тут, и как реагируют на него западные коллеги — это дает мне повод сказать, что Ростов будет сильно гордиться тем, что Кирилл Серебрянников родом из этих мест.
Блокнот: чего сейчас не хватает российскому кинематографу, чтобы «приблизить» его по качеству к советскому?
Вениамин Смехов: как говорил один известный философ, двадцать первый век — это начало какого-то другого существования человечества. Кажется, что все написанное, сочиненное и снятое по ту сторону «перестройки» лучше, чем что-либо современное, но это обманчивое ощущение. Сейчас существует огромное количество интереснейших проектов. Не нужно спешить с выводами, что сейчас кино и театр намного хуже, чем были в прошлом. Скажем, недавно я был на смотре ВГИКовских дипломов и могу сказать, что я получил колоссальное удовольствие от увиденного. Наблюдать за этими молодыми «побегами» отечественного кино крайне любопытно. Это я к тому, что и в кино, и в театре надо знать «рыбные места».
Блокнот: существует мнение, что сейчас культура переживает не лучшие времена в нашей стране.
Вениамин Смехов: по моим наблюдениям, в среде культуры ничего глобально не меняется, она существует совсем в другой плоскости, которая не имеет ничего общего с играми политиков и всей этой грязью. Именно поэтому каждый раз, когда я включаю канал «Культура» - у меня случается небольшой праздник. Само собой, мне нравится далеко не все, что там показывают, но я могу с полной уверенностью сказать, что мне интересно это смотреть.
Для справки: Кирилл Серебренников родился в Ростове. Начал заниматься режиссурой ещё в студенческие годы. Он поставил десять спектаклей во всех театрах Ростова-на-Дону. Причем постановки неоднократно признавались лучшими спектаклями сезонов и получали призы на всероссийских фестивалях.
После этого стал активно работать на телевидении: снял 11 видеоклипов, два документальных фильма, четыре телеспектакля, а также видеоартовскую картину и музыкальный телефильм. Серебренников является автором около 100 рекламных роликов и трех многосерийных проектов. Среди его более поздних работ — шесть художественных фильмов, один документальный и четыре сериала.
Три год назад Кирилл Серебренников без объявления открытого конкурса был назначен новым худруком Московского драматического театра. Вскоре после своего назначения Серебренников заявил о переформатировании театра в «Гоголь-центр» с тремя труппами-резидентами, программами кинопоказов, концертов, лекций и открытых дискуссий.