Ростов-на-Дону Четверг, 28 марта
Общество, 17.09.2018 15:49

В новом памятнике Петру I в Ростове скептики усмотрели исторические ляпы

Открытый в дни празднования дня рождения Ростова-на-Дону памятник Петру I уже собрал не только восторженные отклики, но и отзывы критиков. Автора все чаще обвиняют в том, что он слукавил, говоря, что потратил годы на воссоздание исторических подробностей памятника.

Скульптурная композиция, включающая в себя фигуры Петра I и казака, располагаются на территории памятного комплекса «Богатый источник», который открыли в июне этого года, после капитального ремонта.

Автор скульптурной композиции – знаменитый ростовский скульптор Сергей Олешня.

По словам автора памятника Петру Великому, профессора, заслуженного художника Российской Федерации Сергея Олешни, которые приводит портал 161.ру, «это была работа не одного года. Памятник рождался очень интересно. Каждую деталь согласовывали с историками. Петр Великий изображен в одежде Преображенского полка. Всё соответствует исторической правде». Сайт «Новые известия» добавляет: «По его словам, на работу над двухтонной композицией ушло несколько лет, причём большая часть времени ушла именно на изучение исторических материалов, а меньшая – непосредственно на изготовление памятника».

Памятник действительно необычный: трудно найти изображение Петра Великого в таком виде. Однако чувствуется что-то знакомое в этом монументе. Что же? Первое, что пришло в голову – памятник основателям крепости Святого Димитрия Ростовского, что стоит на углу Большой Садовой и Крепостного.

памятник общий.jpg

 А точнее – один из персонажей (второй слева).

казак.jpg

А теперь внимательно посмотрим на памятник Петру Великому на Богатяновском спуске. Все тот же профиль, бородка, серьга в левом ухе, разве что усы чуть покороче.

  WhatsApp Image 2018-09-17 at 14.55.07.jpeg

Заметили сходство? Лица у этих двух казаков очень похожи. Отличается одежда, в меньшей степени – головные уборы. Казалось бы, что тут такого? Автор у этих памятников – один, имеет право использовать свои же идеи. Правда, немного смущает, что один и тот же казак сначала давал воду Петру I во время Азовских походов 1695 – 1696 гг., а затем находился в свите Данилы Ефремова, который был войсковым атаманом в 1738 – 1760 гг. И почти не изменился за эти годы. Но, в конце концов, памятник – это ведь художественное произведение, и художник имеет право на собственный взгляд. Тем более, что изображен не какой-то конкретный казак, а некий собирательный образ.

Зато Петр Великий – вполне конкретная историческая личность. И мы решили просто узнать, а как мог выглядеть Петр во время Азовских походов, в которых он участвовал в качестве бомбардира Преображенского полка. Все-таки великая вещь Интернет! Достаточно ввести в строке поиска запрос «Петр Великий в форме Преображенского полка», просто процитировав автора памятника. И среди прочих попадается вот эта картинка.

петр 1.jpg

Оказывается, это иллюстрация, сделанная еще в 1996 г. художником Сергеем Летиным к книге «300 лет российской морской пехоте». Что называется, найдите десять отличий от Петра на Богатяновском!

Конечно, возникает вопрос: почему для изображения Петра позаимствован рисунок современный, а не старинный? Неужели, никто до 1996 г. не создавал изображений солдат Преображенского полка Петровской эпохи? Оказывается, создавал. По тому же поисковому запросу в «Яндекс.Картинках» обнаружился вот такой замечательный рисунок.

петр 2.jpg

Так выглядели те, кто служил в Преображенском полку в 1695 – 1700 гг., то есть, и во время Азовских походов – в ту эпоху, когда Петр Великий служил в этом полку и якобы остановился у Богатого источника испить воды. Рисунок подписан «А. Шарлемань». Адольф Шарлемань (1826 – 1901) был довольно известным в свое время живописцем, который писал, в основном, исторические и батальные картины. Одна из наиболее известных его работ – «Петр I накрывает заговорщиков в доме Цыклера 23 февраля 1697 года». Посмотрите, как выглядел Петр Великий всего через полгода после взятия Азова.

петр 3.jpg

Мог ли царь за такой короткий срок так радикально изменить свой стиль в одежде? Вряд ли. Тем более, что до его указов об обязательном ношении «немецкого и венгерского платья» (1700 – 1701 гг.) оставалось еще несколько лет.

Как же быть с заявлением скульптора Сергея Олешни о том, что «это была работа не одного года» и что «большая часть времени ушла именно на изучение исторических материалов, а меньшая – непосредственно на изготовление памятника»? Что можно было изучать «не один год», если налицо такие заимствования? В результате получается, что памятник явил нам русского царя совсем не в том виде, в каком он покорял Азов.

Это все напоминает инцидент в Санкт-Петербурге. Историк архитектуры Кирилл Постернак обнаружил, что в скульптурной группе «Зодчие» голова французского архитектора Тома де Томона сделана в точности по портрету… шотландского химика Томаса Томсона. Скульптурная группа была создана в 2011 г., обнаружился «ляп» только в прошлом месяце. Сколько же времени ждать Ростову, чтобы в нем был установлен памятник Петру Великому, соответствующий историческим реалиям?

Новости Ростова всегда в твоей ленте Instagram. Подпишись на нашу группу https://www.instagram.com/rostovbloknot/Наш сайт в других соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте. Присылайте свои новости, фото и видео на номер 8-938-107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
памятникПетр Iоткрытие
0
0