Тогда и сейчас: мост румынского маршала Антонеску через реку Дон
Сейчас от бывшей переправы остались лишь воспоминания. Фото: Lobotras / Википедия
Читайте также:
- В Ростове в ДТП иномарка опрокинулась на бок от страшного удара (22.03.2020 09:31)
- Мужа Анастасии Костенко Дмитрия Тарасова обвинили в хвастовстве (21.03.2020 21:45)
- В Ростове 412 человек находятся под наблюдение из-за коронавируса (21.03.2020 21:03)
В ХХI веке на Левом берегу можно заметить лишь обломки старой конструкции: не то мост, не то причал, а может просто площадка для любителей погреться на бережку? А ведь когда-то здесь был добротный мост, которым пользовались наши предки – конные и пешие, причем задолго до того, как в город тяжелой поступью вошли фашисты-оккупанты.
Остатки опор и береговых укреплений раньше были переправой через реку. Немцы просто использовали популярный участок для своих нужд, а история ростовского моста уходит корнями в далекое прошлое. Горожане всегда уважали Дон-Батюшку, но грузы в центр доставлять было как-то нужно. Высоководный мост в XVIII веке никто строить не стал, а в 1781 году в створе Таганрогской улицы, ставшей проспектом Буденновским, был протянут наплавной мост, который назвали «Донским». Увидеть строение в годы его былого величия можно на открытке начала ХХ века.
Фото: Википедия
Переправой пользовались лишь в теплое время года. Лед уничтожал опоры начисто, поэтому мост разбирали и терпеливо ждали весны: если мороз был слабым, передвигаться по замерзшей реке было опасно. Торговцы особенно радовались открытию моста – город тотчас заполняли новые товары и провизия из дальних стран.
Советская власть тоже оценила удобство моста, но его крепость вызывала большое сомнение. Так как город нуждался в хорошей транспортной артерии, мост укрепили за счет новой конструкции. В 1937 году появилось предложение сделать в разных районах города добротные мосты, но вмешалась Великая Отечественная война.
Советским бойцам тоже нужно было перевозить через реку тяжелые машины, поэтому в 1942 году они возвели прочный плашкоутный мост смешанного типа на месте Донского моста. Фашисты разрушили его во время оккупации и принялись активно застраивать захваченный город. Примерно в 70 метрах от старой переправы для транспортировки тяжелой техники они возвели наплавной мост по немецкой конструкции. А в створе Таганрогского проспекта заложили фундамент для первого высоководного моста через Дон, назвали конструкцию в честь румынского маршала Йона Антонеску (эти сведения сохранились в дневнике румынского лейтенанта подразделения авиационных инженеров И. Черманеску).
Мост был установлен на дубовых сваях, имел протяженность в 400 метров. Но радовалось командование Третьего рейха недолго. Строение разрушили уже 14 февраля 1943 года при освобождении города советскими войсками. Выбив «коричневую чуму», ростовчане снова отремонтировали мост, перестроили его и усовершенствовали, назвав «Автогужевым». Переправа была гораздо шире своих предшественниц, на ней имелись пешеходные тротуары, а в 50-е годы прошлого века даже появилось освещение.
Просуществовал конструкция недолго, в 1965 году ее разобрали, так как стали возводить Ворошиловский мост. На месте донской переправы сохранились старые бетонные платформы на Левбердоне в районе полуострова, образованного портовым заливом Ковш.
Юлия Ежикова
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону