Ростов-на-Дону Вторник, 26 ноября
Экономика, 10.11.2021 18:25

Ростовская область рискует потерять миллиарды рублей из-за запрета рейдовой перевалки зерна

Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект «Об осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с судна на судно в открытом море без захода в порт». Его полноценное принятие может сильно сказаться на Ростовской области, которая рискует потерять миллиарды долларов и потерять ряд инвестиционных проектов.

Официально документ направлен на минимизацию рисков возникновения ЧС и угрозы загрязнения окружающей среды при перегрузке с корабля на корабль. Дело вроде бы благое, но существует проект постановления, согласно которому в список грузов, нерейдовая перевалка которых приводит к загрязнению окружающей среды, включили зерно, а точнее, мучную и зерновую пыль.

Для правительства Ростовской области данное предложение стало шокирующим. Все дело в том, что с помощью рейдовой перевалки регион экспортировал 11,3 млн тонн зерна, что составляет 60% всего экспорта данного вида товаров. Если такой способ запретить, то это грозит региону и бизнесу многомиллиардными потерями.

d81cf9ac009a665be3af2f39a6c6ed99.jpg

Ольга Горбанёва Фото: правительство РО

— Всё зерно с территории Ростовской области идёт через три порта — Ростова, Таганрога и Азова. И перевалка с малых судов на крупнотоннажные на рейде порта Кавказ — ключевое звено наших экспортных логистических цепочек, — рассказала на заседании регионального заксобрания и.о. министра сельского хозяйства Ростовской области Ольга Горбанёва

Если же закон будет принят в таком виде, то экспортное зерно из Ростовской области придется напрямую возить в морские порты Краснодарского края. Речь идет о портах Новороссийска, Туапсе и Тамани. И это вызовет ряд других проблем. Так, увеличение потока грузовой техники грозит дополнительной нагрузке на дороги, которые большую часть года и так перегружены. Инфраструктура сейчас к таким нагрузкам попросту не готова.

По мнению Горбаневой черноморские порты на данный момент не смогут справиться с тем объемом экспорта, который проходит через Ростовскую область.

Также регион может потерять миллиарды рублей инвестиций, так как загрузка портов Ростова, Азова и Таганрога резко снизиться. Сейчас в списке крупнейших инвестпроектов есть проекты, направленные на развитие данных портов. Общий объем инвестиций составляет свыше 12 млрд рублей. И если закон будет принят, то их можно будет сворачивать за ненадобностью. Потеряют в деньгах и сельхозпроизводители. Особенно это коснется мелких фермеров, логистика для которых станет «неподъёмной».

— Оценку потенциального ущерба аграриям мы сейчас проводим, она ещё не завершена. Но речь идёт об очень значительных суммах. Рейдовая перевалка значительно дешевле перевозки автотранспортом, — говорит Горбанёва.

Бюджет Ростовской области также понесет потери. Дело в том, что рейдовая перевалка облагается 20% налогом на прибыль. Однако данное правило не распространяется на суда которые уходят в заграничные рейсы. 

Примечательно, что на зерновую пыль приходится всего 50-300 тонн осадочного материала, поступающего в акваторию Азовского моря. Всего же такого материала за год поступает около 50 млн тонн. По словам и.о. министра за все время на рейде ни разу не возникло ни одного ЧС.
Депутат заксобрания Ростовской области Владимир Ревенко отметил, что принятие данного закона — это лобби одного из портов Краснодарского края, а точнее его собственника.

— Вероятно, это лоббистские возможности банка ВТБ, который стал собственником терминала по экспорту зерна в порту Новороссийска. Но последствия будут крайне негативные как для экологии, так и для экономики, — отметил Ревенко.

755627443952705.jpg

Владимир Ревенко Фото: Ростоврегионгаз

Депутат Госдумы от Ростовской области Виктор Водолацкий также высказался, что за данным законом стоит некое лобби.

— Кто-то хочет получить личные выгоды, забыв о людях, о крестьянах, не думая о последствиях, — с грустью отметил Водолацкий

Глава Агентства инвестиционного развития Ростовской области, глава экономического комитета ЗС РО Игорь Бураков отметил, что исходя из логики закона можно и вовсе запретить экспорт зерна, порушив все нацпроекты.

Глава Заксобрания Ростовской области Александр Ищенко отметил, что изначально регион нормально отреагировал на данный законопроект, но появление в постановлении зерновой пыли вызвало у правительства шок и не реагировать на происходящее нельзя. 

Правда возможности региона тут сильно ограничены. Можно писать письма в правительство, использовать своих лоббистов в лице депутатов Госдумы и сенаторов. А также объединиться с другими регионами, которые тоже могут пострадать от данного закона. 

754933793544758.jpg

Ростовские порты завязаны на зерне

И все это делается. Так в правительство уже направлено письмо с просьбой просьбой исключить зерно из списка загрязняющих веществ при рейдовой перевалке. Аналогичные письма также направили Самарская область и Татарстан. Готовят свои возражения также в Саратовской и Волгоградской областях. Правда времени остается совсем немного, во втором чтении закон хотят рассмотреть уже в ноябре этого года.

Роман Неведров

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовдумазаконзерноэкспорт
2
1