Осужденный по делу об аксайских рынках Тураб Исаев признал криминальный характер «бизнеса»
Адвокаты возражали против видеодопроса. Фото: Дмитрий Ремизов
Читайте также:
- В Ростовской области власти объяснили взрывы над городом близостью СВО (04.10.2023 18:10)
- Глава СК РФ Бастрыкин поручил доложить о деле женщины, которой врачи порвали кишечник (04.10.2023 19:30)
- В Ростове-на-Дону отремонтируют цирк за 69 миллионов рублей (04.10.2023 17:22)
На судебном процессе по делу аксайских рынков сторона обвинения приступила к допросу свидетелей.
Первыми были допрошены жены Карима Бабаева и его сына Вадима – Раиса Бабаева и Юлия Бабаева. Обе отказались свидетельствовать против своих близких родственников, сославшись на право, данное 51-й статьей Конституции РФ. По этой причине прокурор зачитал показания свидетельниц, данные ими на предварительном следствии. Адвокаты пытались было возражать против зачитывания показаний, но судья отклонил их ходатайства.
В тех показаниях – еще 2021 года – супруги обвиняемых отвечали на вопросы следователей о недвижимости, принадлежавшей их семьям. На долгие перечисления адресов квартир, дач, парковочных мест, земельных участков в Ростове и Аксае супруги отвечали утвердительно: да, эти объекты принадлежат их семьям. Однако Раиса Бабаева ничего не смогла пояснить по вопросу, который, возможно, более всего интересовал следствие: по обмену земель ООО «Мускатное» на муниципальные земли из фонда перераспределения Аксайского района. Супруга подсудимого заявила, что ей ничего не известно про эти сделки.
Также в этот день была допрошена Екатерина Мороженко – жена аксайского предпринимателя Владимира Мороженко. Если остальные подсудимые по делу аксайских рынков обвиняются в незаконном предпринимательстве и участии в организованном преступном сообществе, то у Владимира Мороженко есть еще одна статья УК РФ – незаконное хранение оружия. Во время обыска у него дома в 2021 году он выдал правоохранителям автомат Калашникова. Екатерина Мороженко пересказала версию мужа о происхождении оружия.
— Он нашел автомат вечером, гуляя с собакой, за гаражами. Принес его домой и собирался наутро отдать в полицию, но не успел, так как у нас уже утром был обыск, — сообщила свидетельница.
Еще один свидетель Александр Сукач – сын учредительницы ООО «Аксайские овощи» Ирины Сукач – отказался давать показания против близких родственников, но зато рассказал, что следователь во время допроса на предварительном следствии пытался подсунуть ему протокол, где были вписаны формулировки с «обвинительным уклоном». Этот протокол Александр Сукач отказался подписать, и следователь переписал его. Правда, свидетель тогда не придал большого значения инциденту и не зафиксировал его ни в каких жалобах.
Тураб Исаев выступил по видеоконференцсвязи. Фото: Дмитрий Ремизов
Во второй половине дня состоялся допрос родственника Карима Бабаева – Тураба Исаева. В отличие от других обвиняемых, Исаев признал свою вину и уже осужден в особом порядке на 4 года и 10 месяцев лишения свободы. Если других свидетелей допрашивали в зале суда, то Исаева, находящегося в шахтинской колонии, суд решил допросить по видеоконференции.
Защитники подсудимых выступили категорически против допроса по видеосвязи и стали требовать доставки Исаева в суд. Один за одним посыпались аргументы и реплики:
— Мы хотим посмотреть ему в глаза, чтобы увидеть, насколько он искренен!..
— А вдруг в колонии на него оказывают воздействие!
— А может, он читает показания с бумаги?
— А вдруг рядом охранник стоит и бьет его палкой по рукам?!
— А как мы установим личность? Вдруг это не Тураб Исаев!
— Мы не знаем его психофизическое состояние – вдруг он болен?
— Нам неизвестно, за что он осужден!..
Судья Александр Бондарев выслушал все эти реплики, после чего ответил адвокатам, что Исаев будет допрошен по видеосвязи, несмотря на возражения. В случае необходимости какого-либо дополнительного исследования материалов он, судья, готов будет рассмотреть ходатайства о привозе допрашиваемого в ростовский суд.
Из признаний Тураба Исаева следствие составило картину, как действовало «преступное сообщество», какие роли были у его участников.
Известно, что Тураб Исаев числился соучредителем и руководителем нескольких предприятий, в том числе «Аксайские овощи», «Аква-парк», «Томск Нефть – Юг» и других. Однако, отвечая на вопросы прокурора, Тураб Исаев заявил, что он был номинальным руководителем в «каком-то ИП». По его словам, он был наемным работником у Карима Бабаева и его компаньонов, получая от них «зарплату». В реальности же он, как и другие «контролеры», занимался сбором денег на рынке, торговом комплексе, а также указывал места, где должны стоять автомобили торговцев.
— Ежедневно с торгующих и ежемесячно с павильонов собирали арендную плату. Но не всегда чеки выбивали, — сообщил допрашиваемый.
Чеками, по его словам, занималась бухгалтер, и она же ругала «контролеров», если они собирали мало денег.
Исаев добавил, что рынок был поделен на участки, контролируемые «ИП», но все эти предприятия «открывались и закрывались по указанию Карима Бабаева».
Некоторое время непосредственным «руководителем» Исаева, по утверждению его самого, был Александр Лобко.
— Он был директором, но подчинялся Кариму Бабаеву. Потом, когда Карим Казимович стал болеть, то начал работать Эдуард Бабаев, — сообщал допрашиваемый.
Припомнил Исаев и роли заместительницы прокурора Аксайского района Татьяны Васильевой и предпринимательницы Ирины Сукач.
— Татьяна Филипповна и Ирина Николаевна руководили юридическими вопросами, — сказал он.
Про Владимира Мороженко допрашиваемый кратко сообщил, что «с Вовой нечасто общался».
Тураб Исаев заявил, что понимал незаконный характер всех этих схем, но продолжал работать. По этой причине он признает незаконность своего «предпринимательства» и соучастия в преступном сообществе.
После вопросов прокурора инициатива в этот же день перешла к адвокатам. Защитники принялись задавать вопросы Турабу Исаеву, но оставшегося времени судебного заседания им не хватило. По этой причине допрос будет продолжен на следующих заседаниях.
Сторона обвинения начала допрос свидетелей. Фото: Дмитрий Ремизов
Напомним, что Пролетарский районный суд слушает «дело об аксайских рынках». В числе подсудимых – известный бизнесмен Карим Бабаев и бывший глава Аксайского района Виталий Борзенко, а также другие предприниматели и чиновники – всего 16 человек.
Подсудимые обвиняются по целому букету уголовных статей, в том числе в мошенничестве, злоупотреблении служебными полномочиями, легализации денежных средств, приобретенных преступным путем, и организации преступного сообщества.
По версии следствия, преступный путь подсудимых начался, когда Карим Бабаев в сговоре с Виталием Борзенко незаконно обменял земли принадлежавших ему сельхозпредприятий на муниципальные земли Аксайского района. После этого на бывших муниципальных землях были незаконно созданы рынки.
Подсудимые отрицают свою вину, заявляя, что в их действиях не было криминала, а бизнес был законным.
Дмитрий Ремизов
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.