Ростов-на-Дону Суббота, 26 октября
Общество, сегодня, 16:45

«Гимнастика — бесконечная любовь»: тренер по художественной гимнастике из Ростовской области рассказала о трудностях и детях на диетах

По всей России 26 октября отмечается день гимнастики. Кандидат в мастера спорта и тренер спортивного клуба в Батайске «Риан» 23-летняя Лилия Фисун рассказала об суровых ограничениях в художественной гимнастике у самых маленьких, и как не бояться, когда на тебя летит булава. 

В художественную гимнастику шестилетнюю Лилию привела ее мама, тогда как раз открылась первая секция в городе. С тех пор прошло много лет и девушка стала не только кандидатом в мастера спорта по художественной гимнастике, но и чутким тренером для девочек, которые только мечтают о своем спортивном будущем.

— Как ты оказалась на художественной гимнастике?

— Я была очень активным ребенком в детстве, и мне нужно было куда-то сплавлять свою энергию. Мама привела меня туда, и с этого момента я больше не уходила в другой спорт. Сейчас первые занятия я мало помню. Это были обычные ЛФК, мостики, шпагатики, складочки.

Тренер по художественной гимнастике из Батайска рассказала про ограничения детей и диеты. Видео: Глеб Сибилев

— Какой у тебя самый любимый предмет? И не страшно ли, когда он летит прямо на тебя?

 — Булавы, всей душой люблю их, не знаю почему. Нет, это не страшно, когда это отработано. Но поначалу, когда мы только начинали, булавы были пластиковые, и это было больно.

— Какие первые детские страхи, может быть, ты помнишь?

— Наверное, проиграть на каких-либо соревнованиях. Или не пойти на тренировку. Там девчонки все ждут, а меня нет. Страшно было проиграть. Выступать иногда было страшно, потому что если ты все отработал, ты знаешь, что у тебя все четко, все по плану, тогда нет страха выступления.

Художественная гимнастика Ростов

Фото из личного архива героини

Лилия Фисун ведет три группы девчонок. Имя и день рождения каждой запоминается само собой, подметила девушка. Она работает под кураторством Дарины Начальной — также тренера по художественной гимнастике. 

– Я работаю в спортивном клубе «Риан» под руководством главного тренера, начальника Дарьи Николаевны. Это моя самая главная опора и поддержка в данном виде спорта, потому что без нее ничего не получится. Мы работаем с ней вместе, у нас очень крутая атмосфера, мы прекрасно друг друга слышим, понимаем, чувствуем, это очень классно. Под ее руководством девчонки ездили в Казань, привезли оттуда второе место, дуэт «Макао». Это очень классные девчонки: Катя и Соня. 

— Какой у тебя график работы?

— Можно работать с утра, днем и вечером, разные группы, разные школьные смены приходят все по-разному, вечером еще малышки, поэтому работы очень много, и вместе мы трудимся, делаем большое дело. Я знаю, что на неделе, например, будут соревнования. С понедельника по пятницу меня не будет в городе. Соответственно, я на эти дни не ставлю никакие планы. Я знаю, что я в это время буду работать.

 —Ты стараешься быть должным или злым? Есть ли у тебя любимчики?

— Нет, любимчиков нет. Я абсолютно одинаково отношусь ко всем детям. Те, кто максимально старается, получают внимание и заботу своего тренера. Те, кто стараются чуть-чуть поменьше, хочется их, наоборот, подтянуть к всем девчонкам, чтобы они были все на одном уровне. 

Фото из личного архива героини

Фото из личного архива героини

— Каких детей приводят на гимнастику?

— Чаще всего к нам приводят активных детей в возрасте четырех лет, а также девчонок, которые худенькие, красивенькие. Определенные критерии есть, то есть длинные, красивые руки, длинные ноги. 

— Во сколько лет ты села на шпагат?

— Конкретно, во сколько села на шпагат я точно не помню. Это было в начале моей карьеры. Поэтому как проходили растяжки в то время, это не осталось в моем воспоминании.

— Сейчас к девочкам ты щепетильно относишься?

— У нас нет такой растяжки, как была раньше. Каждая девочка растягивается под собственным весом. Четкого графика нет, все по-разному, у каждого разные возможности. Потому что кто-то приходит уже более гибкий и пластичный, кто-то приходит менее гибкий и пластичный. И у каждого свой собственный период.


Сейчас методы растяжки другие. Фото: Глеб Сибилев

— А если все никак не получается, то что?

— Если долго мучаться, когда-нибудь получится. Через время получается у всех.

— Какой сложнее, прямой или поперечный шпагат?

— Без разницы. Какой больше нравится, наверное, тот легче идет. Хотя, по сути, правая и левая нога, они не особо сильно отличаются в растяжке.

— Были ли такие моменты, когда ты хвасталась каким-нибудь гимнастическим приемом в школе или в повседневной жизни? И все сказали: «Ох ты!»?

— Не знаю. У меня всегда ноги выше головы поднимались. Это, наверное, нельзя скрыть.

— Были ли у тебя какие-то ограничения в питании, когда ты была еще ребенком, подростком, и как обстоят дела сейчас?

— Ограничений сильных у меня не было, потому что я всегда не переедала. Никогда не любила, в детстве особенно, всякие вредные продукты, поэтому ограничений особо не было. Но сейчас тоже особо нет никаких ограничений, я не сижу на диетах.

Тренеры спортивного клуба «Риан» Дарина Начальная и Лилия Фисун вместе с ученицами. Фото из личного архива героини

Тренеры спортивного клуба «Риан» Дарина Начальная и Лилия Фисун вместе с ученицами. Фото из личного архива героини

Это больше стиль жизни. С учетом моего ритма жизни сейчас, я могу поесть один раз в день. Я уже привыкла к такому графику, поэтому я спокойно выдерживаю. Можно иногда позволить себе какую-нибудь вкусняшку, сладость.

— А говоришь ли ты своим ученицам, что нужно не есть пиццу? 

— Конечно, особенно самым маленьким, которые занимаются у меня в самой младшей группе начальной подготовки. Мы с ними миллион раз проговариваем, что гимнасткам нельзя чипсы, сухарики, булочки, шоколадки, конфетки, пиццу 100%. В первую очередь, это здоровье. Поэтому здоровая гимнастка — здоровый результат. Многие родители думают, что они просто пришли на какой-нибудь кружок, но потом, когда они понимают, что они в настоящем спорте, они адекватно на это реагируют. 

Также Лилия Фисун рассказала, что в детстве из-за занятий художественной гимнастикой у нее возникли проблемы в школе с учителем физкультуры.

— На физкультуре часто делали замечания, что я неправильно кувыркаюсь, потому что разные способы группировки. У нас в гимнастике группировка идет по-другому, чтобы под предметом более быстро делать элементы акробатики, а в физкультуре совершенно по-другому. Всегда делали замечания, я своему учителю по физической культуре сказала, что я не буду переучиваться делать по нормам физической культуры, потому что я гимнастка, и это помогает мне в спорте. Правильная группировка в спорте очень важна, поэтому я не переучивалась. И был момент, когда мне снижали оценки, но потом мы все решили, — поделилась девушка. 

— Художественная гимнастика это дорогой вид спорта?

— Я думаю, что достаточно дорогой. Сейчас самое дорогое камни и пошив. Я шью от купальник. Пошив. Плюс выкладка камней. Мой самый дорогой костюм стоил 20−30 тысяч, наверное. Предметы покупаются отдельно. Сейчас стоимость чуть-чуть другая все равно. Тогда у нас еще были камни только сваровски, и это было очень дорого. Сейчас есть различные варианты.

— Как чаще всего проходила твоя подготовка к номерам и соревнованиям?

 — Я могла выполнять долго упражнение, задуманное моим тренером. Мне ставили упражнение, я его выполняла, то есть иногда мне в голову приходили какие-то идеи, я подходила к своему тренеру и рассказывала о том, что я хочу включить.


Фото: vk «Риан»

— А сколько раз надо тренироваться, чтобы достичь какого-то результата?

— Чем больше, тем лучше. Три-четыре часа. У нас такой вид спорта, что у нас только на разминку отводится примерно час-полтора, Поэтому в оставшееся время мы активно занимаемся отработкой программ.

— Были ли у тебя кумиры определенные в детстве и сохранились ли они сейчас? 

— Моим кумиром в самом начале была Алина Кабаева. Я очень любила ее упражнения, как она двигалась по площадке. Когда я уже стала старше, в 2016 году, кумиром стала серебряный призер олимпийских игр в Рио Яна Кудрявцева. От нее я фанатела очень сильно.

— Сейчас ты смотришь, наблюдаешь за какими-то чемпионатами, олимпиадой?

— Конечно, я стараюсь быть в курсе всех событий, потому что это интересно, можно также подглядеть у девчонок какие-то фишечки интересные для программ, и очень интересно наблюдать за тем, как девчонки выступают, какие ставят новые постановки, как они обыгрывают музыку, образы. Сейчас дети вовлечены, за чемпионами наблюдают.

— Как работать с детьми?

— Нужно уловить в каждой гимнастке ее изюминку в первую очередь, потому что все дети разные. Кому-то подходит одна музыкальная композиция побыстрее, например, кому-то помедленнее, каждому найти свои фишечки интересные, найти подход к каждому ребенку, с каждым проработать все так, чтобы именно этот ребенок все понял.


Фото: Vive Valeque!

— От чего тебе пришлось отказаться и чего лишиться? Как не потерять желание идти на тренировку и как ты справлялась с этим?

— Я думаю, что это все идет из детства, когда мы начали тренировки, когда выезжали на соревнования. Некогда было особо как-то гулять, у меня не было такой возможности пропускать много тренировок. Когда я уже стала постарше, уже как-то было особо не интересно пойти там погулять с подружками, потому что я знала, что у меня там есть девчонки, которые меня ждут на тренировке. 

— Были какие-либо травмы, из-за которых можно было закончить карьеру?

— Да, у меня были травмы. Я ломала ногу за вечер до соревнований. Моя мама нисколько не удивилась. Под конец карьеры у меня очень сильно полетели колени. Я этого сразу не замечала. 

На этой неделе в Ростове проходили соревнования по художественной гимнастике. И ученицы тренера Лилии Фисун достойно себя показали. 

— Участие принимали девчонки младшего возраста, начиная с 2018-го, заканчивая старшими разрядами. Это кандидаты в мастера спорта. Это были первые соревнования у нас в этом сезоне. Кто-то выступал впервые, кому-то было страшно, кто-то выступал уже уверенно. Девочки выступали как в личной программе, в групповых упражнениях, также и в абсолютно новом направлении, это дуэты и трио, – пояснила девушка.


Фото: vk «Риан»

— Мамы были рядом с ними на соревнованиях, или ты как тренер, мама и подружка?

— Наверное, все вместе в одном лице. Конечно, у нас родители присутствуют на соревнованиях, но они знают, что в тренировочную зону они не подходят. Они находятся в своей зрительской зоне и наблюдают за праздничным мероприятием.

— Ты потом оказалась в кресле жюри. Каково это?

— На каждых соревнованиях должен быть судья от команды, который будет судить соревнования, оценивать результаты спортсменок, которые выходят на соревновательный ковер. Это колоссальный труд всех и тренеров, и судей, и спортсменов, все вместе, потому что каждый тренер хочет, чтобы его гимнастка выступила достойно, каждый судья хочет, чтобы его команда также выступила достойно, и борьба за каждую десятую, она существует.

— Какую возрастную группу ты рассматривала, судила?

— Я судила разные, и младшие разряды, и старшие разряды, и даже групповые упражнения. У нас есть один свод правил, по которым мы все работаем и судим и младших, и старших. 

 Фото из личного архива героини

— Каково судить своих детей, не своих?

— Наверное, немножко сложнее судить своих детей, потому что ты всегда видишь больше косяков, своих детей, хотя они вроде бы выступают хорошо, но всегда какие-то недочеты, их видно. И каждому тренеру очень важно увидеть эти недочеты и исправить к следующим стартам.

– После соревнований ты приезжала домой, как ты себя чувствовала в эти моменты?

– Очень тяжело, потому что соревнования проходят целый день, нужно успеть и к малышам. Это приходится вставать слишком рано, и в конце дня выступают в основном старшие разряды. До девяти часов ты сто процентов находишься в зале, при этом подъем может быть в пять утра и в четыре, все зависит от того, какие прически нужны детям. Желательно приехать немного заранее, чтобы успеть подготовиться. 

— Во сколько ты оказывалась дома в эти дни?

— По-разному, потому что хочется после соревнований проработать программы на второй день выступлений – соответственно, это еще время. Нужно быть уверенной, что девчонки все отработали. 

— Сейчас наступило время передышки или готовимся к следующим соревнованиям?

— У нас передышки, наверное, нет никогда. Мы готовимся всегда и везде. Соревнования – это классный праздник для детей, чтобы посмотреть уровень подготовки, поэтому мы всегда готовимся и стараемся быть на высоте.


Соревнования проходят всегда. Фото из личного архива героини

— Получается, все время тренировки, все время какой-то стресс есть у тебя. Как ты его снимаешь?

— У нас есть выходной день, который мы посвящаем полностью себе. Я очень люблю спать. Иногда хочется поспать, но ты понимаешь, что если ты будешь спать полдня, у тебя ничего дальше не получится. Также у нас есть какие-то домашние дела, которая нужно выполнять, и время на себя.

Как рассказала тренер, времени у нее на все хватает: и на сон, и на встречи с друзьями. Отдых и восстановление после работы — это важная часть жизни тренера.

– Так, когда у тебя последний раз был отпуск?

— Отпуск у нас был летом. У нас есть определенный период летних каникул для детей и тренеров. Мы в это время укладываемся, отдыхаем. Я в этом году в отпуске я была на море, поэтому отдохнула.

— Какие планы на следующий отпуск?

— Пока никаких, но хочу посетить Южную Корею. Я большой фанат Южной Кореи.

Мне нравится все, что с ними связано. Мне нравится язык, мне нравится их культура, исполнение кей-поп-песен и также дорамы, это вот так.

— Ты бы хотела поставить номер под кей-поп для своей ученицы?

— Была такая мысль поставить под кей-поп. Но сейчас у нас есть постановка под корейскую песню из дорамы.

— Расскажи топ-5 своих любимых дорам:

— Топ-5: «Я знаю, но…», «Истинная красота», «Легенда о Кумихо», «Алые сердца: Корё», и еще можно назвать дораму «Счастье».

— А как насчет чего-то запретного в жизни спортсменки и тренера? 

— Алкоголь и ночные вечеринки — слишком тяжело и сложно. Потому что если ты хочешь погулять, то ты понимаешь, что потом ты будешь какую-то часть дня никакой ходить. А лучше это время потрачу на то, что действительно для меня важное, также подготовиться к следующему занятию с детьми. Тренировка всегда важнее.


Фото: Глеб Сибилев

— Были ли моменты, когда хотелось уйти из тренерства и «художки»?

—  Да, в какой-то момент я настолько потерялась, что искала другие профессии, и на моем пути попался фитнес. Я проходила обучение, была какое-то время групповиком, и думала, что после определенных соревнований я закончу со своей тренерской деятельностью и полностью перейду на фитнес-тренера. Но на этих соревнованиях я встретила своего наставника, Дарину Начальную. Поработать с таким классным тренером – это уникальная возможность. Поэтому мы с ней все обсудили, договорились, попробовали, сработались. И вот до сих пор работаем вместе. На моем пути встретился очень хороший человек, Даша. И она дала мне возможность попробовать себя в тренерской деятельности еще раз. Скажем так, вдохнула в меня новую жизнь. Так я и осталась в гимнастике.

— Ты когда-нибудь думала о том, каким видом спорта ты бы хотела заниматься, если не гимнастикой?

— Только художественная гимнастика. Я настолько любила заниматься гимнастикой, что мне не нужен был другой спорт.

— Гимнастика – это?

— Гимнастика – это бесконечная любовь.

Видеть, как дети, в которых ты вкладываешь свои знания, умения, растут, развиваются и набираются опыта, выступают на соревнованиях, как красивые птички. Я очень счастлива, что я нахожусь в роли тренера в художественной гимнастике и у меня есть такие возможности.

Дарья Кельян

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.



Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Гимнастикахудожественная гимнастикаЛилия ФисунДарина Начальнаяспортинтервью
1
0