Демонтировать все не обязательно: ростовский мозаичист — о состоянии мозаики в переходах
Работы по реставрации начнут с малого. Коллаж: «Блокнот Ростов»
Читайте также:
- В Ростовской области за год выросли цены на яйца, мясо и рыбу (13.10.2023 14:35)
- «Устрицы — произведение искусства»: ростовский устричный сомелье — о профессии и необычных предпочтениях в еде (14.10.2023 08:00)
- Ростовчанам напомнили об уголовной ответственности и огромных штрафах за сбор грибов (13.10.2023 09:15)
- Генерала Фоменко исключили из призывной комиссии Ростовской области (13.10.2023 07:30)
- В Ростове цена на поддержанные автомобили в сентябре выросла на 8% (13.10.2023 07:00)
Мозаичное панно в подземном переходе Ростова на Большой Садовой и Ворошиловской признали памятником регионального значения. Остальным переходам с мозаиками статус ОКН был присвоен ранее. Городские власти все обещают скорую реставрацию, но подробностей пока нет.. «Блокнот Ростов» узнал у художника-мозаичиста Марины Яблонской о будущих нюансах с ростовской мозаикой.
Мозаичист Марина Яблонская восстановила не одну сюжетную композицию в Ростове, в том числе и в подземных переходах. Ее руками были восстановлены сцены боя на Буденновского, персонажи мультфильмов на Ворошиловском. Теперь впереди новый проект по восстановлению мозаики в подземном переходе на Кировском и Большой Садовой.
Напомним, мозаичные панно на этом участке посвящены космосу и покорению космического пространства человеком. Эскизом послужила работа маслом самого космонавта Алексея Леонова, который и стал первым человеком в открытом космосе. Перенес рисунок и память об этом событии на стену художник Юрий Лабинцев — еще в 70-х годах прошлого века.
Выпускной вечер. Фото: Александр Прохорцев
Подземный переход на Кировском проспекте небольшой. Мозаичные панно образуют триптих. Сейчас они в хорошем состоянии, но есть фрагменты, которые нуждаются в заботе и мастерстве Марины Яблонской.
По словам Марии Яблонской, сейчас она составляет календарный план по ремонту и реставрации с мозаичным панно.
— Во всей сметной документации есть пункт «Демонтаж мозаики», но он будет точечный. Там где-то будет необходимо заполнить пустоты, где-то сделать чистку трещин, заполнить недостающие модули. Всего на реставрацию по проекту пойдет 6 квадратных метров. Все идет по плану, это не полный демонтаж, такого точно не будет, — заверила Марина Яблонская.
Состояние мозаики на Московской очень печальное. Фото: Александр Прохорцев
Как снимают мозаику для реставрации?
— На мозаичном панно всегда есть художественные швы, есть декоративные швы. Если внутри мозаики образовалась пустота, сырость, влага, но заполнить их не получается, тогда их надо снять по прямому шву — по художественному или декоративному. Тогда фрагмент очищается, заполняется и вставляется обратно.
Все происходит очень точечно и аккуратно. Скорее всего, сейчас подрядчик даже нашел человека, который сможет предоставить похожий материал. Это керамика, которую надо искать в студиях или в керамических мастерских, — рассказала мозаичист.
При этом ранее в администрации заявили, что мозаику придется демонтировать на время капремонта предприятия.
Пока Марину позвали только на один объект.
— Нет, пока на другие объекты не звали. Я видела, что мозаика в подземном переходе на Московской в удручающем состоянии. Там будет самый большой объем работ, но наверное местные власти хотят начать с простого — с более целого. На Кировском не идут сливы, переход не протекает. Его можно сделать быстрее всех. Там маленькие объемы реставрации, но большие объемы ремонта: ступеньки, потолок. Надо начинать с меньшего, чтобы понять, как действовать дальше, — пояснила реставратор.
Космос в ростовских переходах. Фото: Александр Прохорцев
Хорошо, что мозаику на Ворошиловском признали объектом ОКН?
— Хорошо, но все имеет свои сложности. Без статуса ОКН будет меньше бумаг, волокиты со статусом — даже мне нужно будет пройти аттестацию в Министерстве культуры в Москве, чтобы работать далее с компаниями по реставрации, — пояснила мозаичист Марина Яблонская.
Добавим, что в 2017 году статус памятника регионального значения получили мозаичные панно в подземном переходе на пересечении Буденновского и Московской. Остальные мозаики на проспекте Буденновском и улице Большой Садовой, по переулку Университетскому и улице Садовой, по проспекту Кировскому и улице Садовой — в этом было отказано, так как прошло менее 40 лет с момента их создания.
Фотограф «Блокнот Ростов» Александр Прохорцев прошелся по подземным переходам и сделал фотографии всех работ. Посмотреть все мозаики можно здесь.
Дарья КельянНаш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону