Ростов-на-Дону Вторник, 19 марта
Общество, 14.04.2021 18:00

«Будем бомжевать»: торговцы из подземных переходов Ростова — о своей судьбе после сноса ларьков

«Будем бомжевать»: торговцы из подземных переходов Ростова — о своей судьбе после сноса ларьков

В переходе на ворошиловском ларьки новые, но их тоже обещали демонтировать. Фото: Блокнот Ростов

Через шесть дней, 20 апреля, торговые павильоны в центральных подземных переходах Ростова-на-Дону демонтируют по решению Арбитражного суда. Через шесть дней владельцы и продавцы ларьков должны будут освободить помещения. Всего шесть дней осталось у них, чтобы вывезти весь товар, технику, мебель. Для многих оставшееся время похоже на отсчет часов судного дня: почти у всех здесь это — единственная работа и пусть маленький, но единственный бизнес, а значит и источник дохода. В преддверии «пропасти», как называют грядущее сами люди, «Блокнот Ростов» пообщался с теми, кто работает и держит точки в переходах на Ворошиловском и Буденновском проспектах.

Как следует из судебных документов, необходимо освободить от ларьков три подземных пешеходных переходах по адресам: улица Большая Садовая/проспект Ворошиловский, улица Большая Садовая/проспект Буденновский, проспект Буденновский/улица Московская/улица Станиславского от нестационарных торговых объектов. Вероятно, демонтированы они будут только на время. Снова ларьки могут появиться в переходах только после внесения их в схему размещения некоммерческих торговых объектов.

— Я работаю здесь с самого начала, уже 20 лет. В конце 90-х здесь не было никаких торговых точек. Переход был темный, грязный, частично залит водой из-за забитой ливневки. А в другой части, скажем так, устроили туалет. Контингент здесь собирался соответствующий, люди этим переходом не пользовались, не ходили тут, — говорит Андрей.

Редакции пришлось изменить имена большинства героев, поскольку они все боятся за судьбу своих точек и своего товара. Речи о том, чтобы рассказать все на камеру или хотя бы сделать фото, и быть не может. Андрей — арендатор точки в переходе возле Центрального рынка, на улице Московской, сам же здесь и торгует — детскими книгами, канцелярскими товарами. В свое время, по словам мужчины, ему пришлось выложить 250 тысяч рублей за право продавать здесь. Тогда, как он говорит, никому не дали никаких документов, следовательно — и гарантий.

WhatsApp Image 2021-04-14 at 17.45.56 (1).jpeg

— Пришли, объявили, что есть решение суда, и мы до 20 числа отсюда должны выехать. Я уже вывожу потихоньку товар. Домой — куда еще. Экстренно ищу сейчас работу, и так насиделся дома за время пандемии. Мы тогда два месяца сидели. А у меня двое маленьких детей на руках, нет возможности сидеть, ждать чего-то. Сейчас перед нами просто пропасть, — вздыхает он.

У его соседей, семейной пары, торгующей детскими игрушками, — похожая ситуация. Только ищут не работу, а новое помещение.

— В этом году будет ровно 20 лет, как мы здесь. Как-то проходили мимо, увидели, что здесь что-то происходит, узнали, решили тоже поучаствовать. Мыли все руками, отдирали жвачки с пола. И плитку эту, которая составляет мозаику, мы поддерживаем, следим за ней, сохраняем кусочки, которые отваливаются, моем. В прошлом году летом с мозаикой была целая эпопея. Открывали все свои стены, чтобы увидеть там плитку. Поняли, что на одной стороне просто светлая плитка, не такая красивая как на открытой противоположной стене. Все делали сами: таскали свои полки, потом возвращали назад, барахтались в пыли несколько дней, — вспоминает Любовь.

В торговых точках в переходе нет текучки. Многие работают по 10-20 лет, знают друг друга, в курсе того, что происходит у каждого в жизни. Пока пустуют только торговые места тех, кто закрылся в пандемию, не выдержав арендной платы.

Договоры заключали официально, у нас разрешения на право торговли, мы платим аренду, налоги. Когда нужно было купить кассовый аппарат, мы все приобрели. Кто же знал, что так будет, — говорит Любовь.

WhatsApp Image 2021-04-14 at 17.45.56 (2).jpeg

— Я пришла работать сюда в 21 год. Сейчас мне 37 лет, 16 лет я работаю в переходе. Людям удобно спускаться в подземный переход и покупать наш товар, у нас цены дешевле, чем во многих магазинах. Куда мне сейчас идти работать? Товар куда девать? Бомжевать пойдем все, — Татьяна.

Среди продавцов — много пенсионеров и людей предпенсионного возраста. Если они потеряют эту работу, другой уже не найдут. Старики говорят, это катастрофа.

— Для сотен людей — это единственная работа, а нас просто выгоняют на улицу. Куда девать товар — неизвестно. У хозяина два ларька (торгуют детскими игрушками — прим.ред.), на Московской и Ворошиловском. На Ворошиловском причем сделали ремонт, все ларьки с кондиционерами. И все это убрать? Да и кому мы мешаем? Вся мозаика на виду, тут водят экскурсии, но мы в среднем ряду, все помещаются. Сейчас мы работаем, и хоть какая-то прибавка к пенсии, работает очень много пенсионеров. Куда нас возьмут? Кому мы нужны в этом возрасте? А здесь и крыша над головой, и копейка лишняя. Но что будет с людьми, никого не интересует, — сетует Ирина.

— Товар домой. А мебель куда, мы не знаем. Квартира у нас маленькая. Придется где-то у кого-то договариваться, оставлять. Боимся, что все испортится. Мы же никому не мешаем здесь, а городу приносим доход. Спросите у любого прохожего: все скажут, что покупать здесь очень удобно. Администрация уверила, что нас не бросят, надеемся, конечно, — говорит Елена

Администрация обещала, что после включения торговых объектов в схему, они смогут вернуться в переход. Но верят в это единицы. «Ничего не будет, все закроют», — уверены люди. В переходе на Ворошиловском четыре года назад торговые помещения привели в порядок, установили новые современные ларьки, но против выселения это не помогло.

— Обещать — не значит жениться. Если говорить о новой схеме размещения объектов, то по ней все ларьки должны быть одинаковыми. В интернете даже ходили фотографии этих ларьков. Вероятно, в самом переходе сделают небольшой ремонт и установят новые ларьки. Но никто не знает пока ни цены, ни сроков, из администрации с нами просто никто не выходит на контакт, — жалуются люди.

WhatsApp Image 2021-04-14 at 17.57.25.jpeg

За возможность торговать в переходе на Московской люди, по их словам, в свое время платили по 250 тысяч рублей, на Ворошиловском — по 500 тысяч. Арендная плата сейчас составляет около 20 тысяч рублей в месяц: на Московской чуть ниже, на Ворошиловском — выше. При этом на Ворошиловском «ларечники» пребывают не только в шоке и унынии, но и недоумении. Ремонт был здесь совсем недавно, и нет гарантии, что после новшеств ситуация не повторится.

— Куда пойду? Домой сидеть. Никаких страховочных вариантов у меня нет. Что делать, если ничего сделать нельзя. И у сменщицы это тоже единственная работа, мы работаем здесь уже много лет. В то, что мы вернемся, нет никаких гарантий. У нас же нет никаких договоров, документов — ничего, — считает Ирина.

— Мы долго были закрыты, перенесли ремонт, думали в этом году ситуация наладится. И тут на тебе. Как снег на голову. Хозяйка просто в шоке. Я еще не пенсионер, но уже возраст, идти мне некуда, — сокрушается Ольга.

— Я до последнего не мог в это поверить. Два других перехода можно и нужно привести в порядок. Но ведь у нас на Ворошиловском все новое. У нас металлические конструкции, дороги. Как все можно взять и поломать? Просто снести — это в голове не укладывается. Товар повезу домой, буду ждать. Но только ждать на нулях тоже можно не долго. И особо уже никуда не пойдешь, возраст же. Да и никто особо не ждет… Мы же только вышли, считай, после пандемии. Мы же платили аренду, сидели и еле сводили концы с концами. Я вот сижу даже в старой футболке, стыдно уже, ну, а что делать, — усмехается Игорь.

WhatsApp Image 2021-04-14 at 17.47.25 (1).jpeg

Когда ларьки уберут, едва ли в переходах задержатся и охранники. И торговцы, и прохожие уверены: место обязательно облюбуют маргиналы — бомжи, алкоголики, наркоманы.

Тем не менее, суд счел, что индивидуальный предприниматель, который разместил торговые точки в указанных подземных переходах, не имел права передавать эти объекты в аренду третьим лицам без согласования с ДИЗО города. Теперь единый арендатор, сдающий каждый объект различным субарендаторам, уйдет. А администрация сможет пополнить городской бюджет доходом от сдачи муниципальной земли в аренду. 

Единственная помощь, которую пообещали власти Ростова, — это помочь с обучением для участия в последующих торгах. Однако непонятны не сроки, когда торговля там возобновиться, ни условия, на которых люди смогут вернуться. Но для властей важнее решение суда, чем человеческие судьбы.

Григорий Мелихов
Фото Блокнот Ростов

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовподземные переходыларькиторговые объектыКонстантин Тихоновсудторговляадминистрация
6
0