Ростов-на-Дону Вторник, 14 мая
Общество, 03.12.2017 14:30

Здание Зернотреста, театр и фольклор

В Ростове-на-Дону есть здания, связанные с жизнью выдающихся людей, известных всей стране. Однако дом, в котором проживали несколько известных исторических деятелей - редкость для нашего города.

Неделю назад речь шла о том, как было построено здание «Зернотреста» и о том, какой подвиг наших солдат связан с этим зданием. Пора продолжить наш рассказ…

…Когда Ростов был окончательно освобожден от немецко-фашистских захватчиков, в город стали возвращаться люди, сумевшие уехать до начала второй оккупации. Среди вернувшихся был и Александр Михайлович Листопадов, живший в этом доме с 1936 года - года, в котором было завершено строительство здания.

А.М. Листопадов родился в 1873 году в станице Екатерининской Области Войска Донского (ныне - станица Краснодонецкая Белокалитвинского района Ростовской области). Окончил Новочеркасскую духовную семинарию, после чего вернулся в родную станицу, где стал преподавать в хуторской школе. В 1892 году Александр Михайлович начал собирать песни донских казаков. При этом он «никогда не ограничивался записью одних лишь текстов. Как и другие лучшие собиратели русской народной песни, одновременно с текстами он записывал и напевы». Мало того - в отличие от большинства своих коллег, А.М. Листопадов записывал ноты всей мелодии песни, а не только основного ее мотива. Это давало более полное представление о песне и позволяло лучше сохранить всю самобытность народной музыкальной культуры.

В 1902-1907 годах А.М. Листопадов работал в Музыкально-этнографической комиссии, занимавшейся сбором народных песен. Возглавлял фольклорную экспедицию, работавшую в 1-м Донском округе Области Войска Донского, в 190-1903 годах. За дореволюционный период А.М. Листопадов собрал более 1000 песен, однако опубликованы (в виде нотных записей) были лишь немногим более 100. Новый этап его деятельности пришелся на 1920-е-1930-е годы. В это время он почти 15 лет преподавал в Донском педагогическом институте и Новочеркасском музыкальном училище, а также организовывал «студенческие и красноармейские хоры, оперные ансамбли». В 1934-1936 годах А.М. Листопадов работал в Таджикистане, после чего переехал в Ростов-на-Дону. В 1936, 1937 и 1939 годах он организовал «музыкально-песенные экспедиции» в верховьях Дона.

За годы своей работы Александр Михайлович собрал огромный архив, который включал в себя множество этнографических материалов, переписку с различными краеведами и композиторами, вырезки из дореволюционных газет, фотографии, записи песен, сделанные на фонографе. Также у него имелась обширная библиотека, в которой имелось значительное количество книг по истории и теории музыки. Личные архив и библиотека А.М. Листопадова были уничтожены в 1942 году, при разграблении его квартиры в немецко-фашистскими захватчиками.

Тем не менее, А.М. Листопадову удалось подготовить к печати фундаментальный труд «Песни донских казаков», который включил в себя 1204 песни и был издан в пяти томах в 1949-1953 годах. Целый пласт народной культуры был сохранен благодаря подвижничеству одного человека! И в наше время ряд народных песен (например, «Ой, да ты, калинушка») исполняется нашими прославленными хоровыми коллективами именно в том варианте, который когда-то записал А.М. Листопадов.

К сожалению, ему не удалось увидеть результат трудов всей жизни: пятитомник вышел в свет уже после смерти Александра Михайловича, наступившей в 1949 году.

К этому времени подходило к концу восстановление здания «Зернотреста». Сохранился фотоснимок, сделанный в том же 1949 году, который позволяет понять, как выглядело тогда это здание.

дом зернотреста 2.JPG


Фото с сайта temernik.ru

В послевоенный период в здании жили и работали два видных театральных деятеля – А.А. Никитин и Е.А Кузнецова. Правда, служители Мельпомены облюбовали этот дом еще до войны (тот же А.А. Никитин поселился в нем в 1940 году). И первым из них был Юрий Александрович Завадский, обосновавшийся здесь в 1936 году.

Он родился в Москве в 1894 году. «В 1913 году поступил на юридический факультет Московского университета и одновременно стал заниматься в Школе рисования и живописи С.Ю. Жуковского (вскоре перейдя в Школу П.И. Келина)». Актерскую карьеру Ю.А. Завадский начал в 1915 году в студии Е.Б. Вахтангова, затем перешел в Московский художественный академический театр (МХАТ).

Юрий Александрович довольно быстро зарекомендовал себя не только как талантливый актер, но и как одаренный режиссер. И уже в 1924 году основал собственную театральную студию, преобразованную в 1927 году в «Театр под руководством Завадского». «В 1932-1935 годах одновременно был художественным руководителем Центрального театра Красной Армии».

В 1936 году Ю.А. Завадский стал режиссером Ростовского академического театра драмы им. М. Горького. В это время Юрий Александрович входил в число самых известных советских режиссеров, наряду с К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко, В.Э. Мейерхольдом, Е.Б. Вахтанговым, А.Я. Таировым. А здание ростовского драматического театра на момент окончания его строительства было крупнейшим театральным зданием в СССР.

Ю.А. Завадский возглавлял наш театр до 1940 года. За это время под его руководством было поставлено около 20 спектаклей, среди которых «Любовь Яровая», «Горе от ума», «Укрощение строптивой», «Отелло», «Враги», «Мещане», «Человек с ружьем» и др.

В 1940 году Ю.А. Завадский вернулся в Москву, став главным режиссером Московского театра имени Моссовета. Здесь он добился своих главных успехов. В 1946 году он был награжден Сталинской премией, а в 1948 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР». В 1951 году Ю.А. Завадский получил еще одну Сталинскую премию, а в 1965 году – Ленинскую премию. В 1973 году Юрий Александрович был удостоен звания «Герой Социалистического Труда». Помимо этого, он был награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Скончался Ю.А. Завадский в 1977 году. В память о нем, как и о двух других упомянутых выше театральных деятелях, на северном фасаде здания «Зернотреста» установлена мемориальная доска. Над доской в честь А.М. Листопадова.


дом зернотреста 3.JPG

Александр Алексеевич Никитин родился в 1908 году. Актерскую карьеру начал в Ростове-на-Дону в 1927 году. «В 1930-х он учился у Мейерхольда и принимал участие в создании двух спектаклей – "Свадьба Кречинского" А. Сухово-Кобылина и "Дама с камелиями" А. Дюма-сына». С 1935 года А.А. Никитин работал в театрах Краснодара, Баку, Новосибирска, Москвы и других городов.

В 1940 году Александр Алексеевич вернулся в Ростов-на-Дону, где и завершил свой актерский путь. В 1950 году он получил звание «Заслуженный артист РСФСР». «Его игра отличалась эмоциональной заразительностью, сценическим темпераментом». В 1953 году А.А. Никитин стал главным режиссером театра им. М. Горького, проработав в этой должности до 1958 года. За этот период он осуществил немало ярких постановок произведений отечественной и зарубежной драматургии – «Вишневый сад», «Невольницы», «Кража», «Филумена Мартурано» и др. В 1957 году Александру Алексеевичу было присвоено звание «Народный артист РСФСР».

Умер А.А. Никитин в 1984 году.

Одной из самых талантливых исполнительниц женских ролей в Ростовском театре драмы в период руководства А.А. Никитина и в последующие годы была Елена Архиповна Кузнецова. Она родилась в 1918 году, окончила Омское театральное училище, и в 1940-х годах стала актрисой Омского драматического театра. В Ростове она впервые работала в 1946 – 1952 годах, затем последовал небольшой перерыв. Но уже в 1954 году Е.А. Кузнецова вернулась в Ростов, где и прошел самый длительный и плодотворный этап ее артистической карьеры.

За несколько десятилетий Елена Архиповна сыграла самые разноплановые роли во множестве различных постановок – «Двенадцатая ночь», «Живой труп», «Цыган», «Последний срок», «Понедельник день тяжелый» и других. «Кузнецова не играла "ходульных ролей", а в любом образе оставалась живым человеком, в котором бьется мужественное сердце». Такое отношение к своей профессии принесло успех: в 1956 году Е.А. Кузнецова получила звание «Заслуженный артист РСФСР», а в 1982 году – звание «Народный артист РСФСР».

Скончалась Елена Архиповна в 2008 году.

…А здание, в котором жили эти удивительные люди, продолжало находиться в ведении «Зернотреста» до 1986 года. За это время трест претерпел множество преобразований. В 1986 году организация стала называться «Ростовский областной агропромышленный комитет». И в том же году комитет передал здание на баланс Проектному и проектно-технологическому институту «Ростовагропромтехпроект». Функциональное же назначение здания осталось таким, каким его видел создатель проекта – архитектор И.И. Сербинов: одно крыло занимают административные помещения, другую – квартиры.

Александр Харченко

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
  Тема: О тебе, Ростов  
краеведениеРостовистория зданийархитектура
0
0