Ростов-на-Дону Вторник, 03 декабря
Политика, 20.04.2016 15:37

Олег Пахолков требует спасти Волгу и Дон от стремительного обмеления

Олег Пахолков требует спасти Волгу и Дон от стремительного обмеления
В среду, 20 апреля, «справедливоросс», депутат Олег Пахолков с трибуны Госдумы обозначил огромную проблему: маловодье рек Дон и Волга. «Эсер» заявил о том, что проблема видна не вооруженным глазом. Даже не специалисту ясно, что пора «бить во все колокола».
От обмеления основных водных артерий страдает не только экология. Уже сейчас жителям Дона не хватает питьевой воды. Зачастую нет воды и в водопроводе. Ростовчане последние 10 лет просто боятся купаться в Дону. Излюбленное место отдыха — левый берег Дона, превратилось в зону ресторанного бизнеса. 

- Нынешнее маловодье рек Волга и Дон называют крупнейшим за век. Знаменитая песня «Левый берег Дона, чайки у затона» осталась только в наших сердцах. Любая попытка зайти в воду может закончиться серьезными последствиями для здоровья человека, - заявил депутат во время доклада.


Уже в ближайшем будущем ситуация может стать необратимой. В последние годы от обмеления страдает окружающая среда, практически сведено на нет естественное воспроизводство рыбы.
Большие проблемы назревают в туристическом бизнесе: круизные лайнеры большую часть года не могут ходить по обмелевшим рекам.

В качестве неопровержимых аргументов Олег Пахолков приводит данные научных исследований одного из самых проблемных мест - Цимлянского водохранилища, части гидроузла, соединяющего Волгу и Дон. В течение восьми лет водоем находится в состоянии маловодья, критически приближаясь к отметке уровня мертвого объема, составляющего 31 метр. Если в октябре 2009 года уровень воды составлял 32,68 метра, в 2010 году - 31,78 метра, то в 2015-м - уже 31,16 метра.

Такая ситуация уже в самом ближайшем будущем не сулит ничего хорошего. В июле этого года главная артерия донского региона может стать непригодной для судоходства.

Уже в прошлом году ситуация была далеко за гранью нормы, так как для судов ввели строгие ограничения. Зачастую полупустые корабли практически ползли брюхом по дну. А сесть на мель,- едва ли не стало традицией.

– Работу по строительству соединения рек начал Петр Первый, продолжали все последующие цари, а претворил это в жизнь Иосиф Сталин в 1952 году первой Всесоюзной послевоенной стройкой, гигантским трудовым подвигом Советского народа. Тогда мы сумели обнять Европу водными путями, что имело не только экономическое, но и огромное военно-стратегическое значение для государства. И вот, в 2015 году, из-за катастрофического маловодья были введены жесткие ограничения для судов. Их заполняли на 30-50%. Фактически они шли полупустыми и ползли по дну. Посадка судов на мель стала ежедневной практикой для моряков, – подчеркнул в своем выступлении Олег Владимирович. @bloknot_rostov

Депутат также обозначил основные проблемы, из-за которых произошла подобная ситуация. В основном виной всему — человеческий фактор. Сейчас практически не очищают русла рек. Если в советское время работало 40 земснарядов, то сейчас — два. Отсюда - заиливание и заболачивание истоков, из-за которых в реки поступает от двух до пяти раз меньше воды. Природной проблемой является недостаток снегов из-за глобального потепления.

Депутат для решения проблемы предложил обратиться к опыту советский ученых. Так, в СССР при строительстве каждого мостового сооружения или плотины определяли количество часов работы земснарядов для невелирования последствий. Например, при строительстве Волгоградской ГЭС было запущено 40 земснарядов в Волго-Ахтубинскую пойму.

Отдельную часть своего выступления Олег Пахолков посвятил сине-зеленым водорослям, которые способствуют заболачиванию рек и искусственного моря. Спикер отметил, что после развала Советского союза и остановки многих промышленных предприятий экологическая ситуация на водных объектах резко улучшилась. Причина здесь кроется в том, что засорение рек этими водорослями являются бытовые канализационные выбросы в воду от частного сектора – это их основной «корм»

– Огромное количество домов незаконно подключаются к ливневкам – канализационные отходы сливаются в водохранилища непосредственно людьми. Даже 30-ти частных домов в Воронеже было достаточно, чтобы случилась экологическая катастрофа в заливе Воронежского водохранилища, – вспоминает Пахолков. – Это было крайне опасно..

– Причин обмеления рек сотни. То, что сегодня рассказал я – всего лишь вершина айсберга. И все это в основном связано с жизнедеятельностью человека, а не с природными катаклизмами. Нам необходима настоящая государственная программа, а не разовые решения. Например, программа строительства Багаевского гидроузла, стоимостью 22 миллиарда рублей, возможно, временно и решит проблему судоходства. Но придется пробивать русло от иловых отложений. Корабли по болоту плавать смогут, но все живое погибнет. Не только на Дону, но и Азовском море, – бьет тревогу Пахолков. - Проблема глобальна, и решать ее необходимо комплексно. В постсоветский период система распалась: теперь каждые несколько лет создаются новые программы под разрозненным управлением, как, к примеру, та, о которой я только что рассказал. А должен быть один, единожды сформированный системный план-график мер, которому бы придерживались все пользователи водного ресурса и не отступали от него. Только так мы сможем добиться каких-то изменений. В ином случае мы рискуем потерять великие реки навсегда !!! И нам будет стыдно смотреть в глаза будущим поколениям.



Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Олег ПахолковДонВолгаобмелениекатастрофа
0
0