Ростов-на-Дону Воскресенье, 02 июня
Общество, 24.08.2022 11:01

Суд назвал реальную стоимость автоклубов, за которые переплатили ростовские учреждения культуры

Стала известна реальная стоимость автоклубов, за которые переплатили руководители учреждений культуры Ростовской области.

Изначально деньги были выделены в рамках нацпроекта «Культура» на покупку 11 новых автоклубов. Эти универсальные мобильные центры должны были помочь в организации активного досуга жителей отдаленных населенных пунктов: проведении народных праздников, фестивалей и выступления творческих коллективов в летний и зимний период. Для этого каждый автомобиль должен был быть оснащен световым, звуковым, видеооборудованием и сценой-трансформером, безопасным для артистов и зрителей.

30 августа 2020 года на торжественной церемонии министр культуры РФ Ольга Любимова в сопровождении губернатора Ростовской области Василия Голубева передала ключи от автоклубов руководителям учреждений культуры Азовского, Белокалитвинского, Заветинского и Миллеровского районов. Позже автоклубы поступили и в другие районы.

Через некоторое время сотрудники правоохранительных органов проверили технику, обнаружив нарушения и признаки растраты в крупном размере. Контролировать освоение бюджетных денег должны были работники Министерства культуры Ростовской области, но отвечать перед законом пришлось их подчиненным, подписывавшим документы о приеме техники.


Автоклубы передавал Голубев и министр культуры РФ Фото: правительство РО

Нескольких начальников уже наказали за необоснованную растрату. Руководители двух ДК, из Азовского и Кашарского районов, уже осуждены за прием транспортного средства, не соответствующего техническому заданию. Нарушения выявлены еще в пяти учреждениях.

Так, в марте 2022 года уголовное дело было возбуждено в отношении директора МБУК «Социально-культурный центр Азовского района» Андрея Мрыхина. Его признали виновным в преступлении, совершенном по ч. 1 ст.286 УК России «Превышение должностных полномочий» и оштрафовали на 45 тысяч рублей.

По этой же статье возбуждено уголовное дело в отношении директора МБУК «Централизованная клубная система Багаевского района» Олега Куликова. Сомнения возникли и к законности действий руководителя МБУК Верхнедонского района «Межпоселенческий Дом культуры станицы Казанской» Ирины Горшениной. Она была причастной к закупке автомобиля, «Газели NEXT», который отличается по техническим характеристикам. 

У поставленного в октябре 2020 года автоклуба не было сертификата одобрения транспортного средства и сертификата Торгово Промышленной Палаты РФ о допуске товаров на рынок государственных и муниципальных нужд. Оригинальный автомобиль выпускается производителем как грузовой, но может быть модифицирован. Однако в случае Горшениной никаких разрешительных документов не было, поэтому нельзя установить, соответствует ли техническое средство требованиям безопасности и насколько качественные детали использовались при его «улучшении».

Более того, созданная руководителем комиссия по проведению экспертизы подписала акт приема-передачи автомобиля, признав, что он может быть использован в качестве автоклуба. Поставщику необоснованно заплатили 3 712 752 рублей. В то время, как фактическая рыночная стоимость машины составляла 1 436 704 рубля, то есть разница составила более 1,6 млн рублей.


В августе 2022 года уголовное дело возбудили в отношении директора МБУК «Централизованная клубная система Веселовского района» Светланы Цвид. И вновь по статье за превышение должностных полномочий.

«Блокнот Ростов» обратился за комментарием по ситуации к судебному эксперту в рамках уголовного дела в Кашарском районе Николаю Шаповалову.

– Национальный проект «Культура» подразумевает под собой приобретение транспортных средств, выполняющих специальные функции – передвижных многофункциональных культурных центров (автоклубов). В составе транспортного средства должен быть кузов-фургон. При помощи инженерных систем он должен автоматически трансформироваться в сцену, на которой могут выступать до 20 человек. Также автоклуб должен быть обеспечен постоянным доступом к Интернету, иметь полки для книг и экран, то есть выполнять функцию библиотеки и кинотеатра.

Кузов-фургон устанавливают на базовое шасси: по национальному проекту было рекомендовано два вида шасси – КАМАЗ и ГАЗон категории С. Соответственно, и кузов-фургон и поставленное оборудование должны пройти испытания на безопасность эксплуатации. Но на деле транспортные средства, приобретенные в рамках национального проекта, не прошли сертификацию одобрения типа транспортного средства. Они являются конструкторами и запрещены для эксплуатации на территории Российской Федерации. Сами фургоны не соответствуют типу транспортного средства и предназначены для перевозки пищевых продуктов.


Оборудование также не включено в сертификат и является бытовым, на территории РФ оно не производилось. Например, экраны автоклубов должны эксплуатироваться при температуре +25 градусов при нулевой влажности. Дома культуры могли бы зарабатывать на оказании платных услуг по проведению корпоративов и праздников в летнее и зимнее время (например, при выезде в курортную зону или при проведении форума), но поставленные в кузов-фургон устройства работают только при нулевой влажности и комнатной температуре.

Покупка автоклубов финансировалась из федерального бюджета, средства поступали в областной бюджет и далее в администрации районов, поэтому при приемке транспортных средств, руководители учреждений должны были руководствоваться 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон предусматривает проведение экспертизы, но автоклубы были приняты в эксплуатацию без экспертизы.

Поставленные транспортные средства не являются передвижными многофункциональными культурными центрами и не соответствуют категории отраженной в паспорте транспортного средства. Основные несоответствия поставленных транспортных средств выразились в следующем:

– Поставленные ТС не соответствуют предмету контракта и целям национального проекта «Культура»;

– Поставленные ТС не прошли сертификацию типа одобрения транспортного средства (ОТТС);

– По своему составу ТС являются конструкторами;

– Шасси транспортных средств не может обеспечить доставку кузова-фургона в труднодоступные места и имеет конструктивные изменения, как следствие, не может выполнить специальную функцию предусмотренную национальным проектом «Культура»;

– Технические задания не соответствуют предмету национального проекта «Культура»: оборудование отраженное в техническом задании, не может выполнить специальную функцию, предусмотренную национальным проектом «Культура».


По факту – это не автоклубы, а лаборатории, передвижные сцены или иные ТС, которые не могут выполнять специальные функции, предусмотренные национальным проектом «Культура».

Григорий Мелихов 

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовавтоклубыскандалсуд
1
1