Ростов-на-Дону Вторник, 19 марта
Общество, 19.10.2018 09:13

Уехавшая ростовчанка рассказала о борьбе со школьными стрелками в Америке

Живущая семь лет в США ростовчанка Елена Абрамова рассказала "Блокноту" о том, как водит детей в американскую школу и как справляется с ежедневными страхами миллионов американцев.

То время, что Елена с мужем и двумя детьми живет на Восточном побережье США, стало наиболее драматичной в истории школьных нападений в Новом Свете. Давший имя нарицательное всем "Коллумбайн" произошел в Америке в 1999 году. Двое учеников старших классов из округа Джеферсон штата Колорадо Эрик Харрис и Дилан Клиболд утром 20 апреля зашли в свою школу общины "Колумбайн", вооруженные стрелковым оружием и взрывчаткой, и убили 13 человек. После этого убийцы застрелились.

С тех пор в США было зафиксировано около полутора десятков нападений на школы. В большинстве своем - с применением огнестрельного оружия. Самое последнее - 14 февраля текущего года, в школе в городе Паркленд (округ Бровард штата Флорида) в 60 километрах к северу от Майами. Там бывший ученик школы, 19-летний Николас Круз застрелил 17 человек. 

Россия не стала исключением, куда пришел "Колумбайн", правда, со своей спецификой - в подавляющем большинстве случаев нападающие в российских школах используют холодное оружие.  Самое драматичное произошло в январе этого в  школе №127 Мотовилихинского района Перми. Там двое подростков напали на учеников 4 класса. Они ранили 15 человек, учителя и друг друга. К счастью, все пострадавшие живы, а нападавшим предъявлены обвинения по статье "покушение на смерть двух и более лиц по предварительному сговору".

До трагедии в Керчи самым громким инцидентом с применением оружия было двойное убийство в школе в Отрадном. В феврале 2014 года ученик 10 класса вошел в класс с охотничьим ружьем своего отца, застрелил 29-летнего учителя географии и взял весь класс в заложники. Он смертельно ранил сотрудника полиции, который пришел на помощь детям, а после уговоров отца сдался полиции. Юношу признали невменяемым и направили на принудительное лечение.

Настоящим русским "колумбайном" стало нападение на политехнический техникум в Керчи 17 октября 2018 года. Там вооруженный помповым ружьем и самодельными взрывными устройствами 18-летний студент 4 курса Владислав Росляков убил и смертельно ранил 21 человека. Более пятидесяти человек с ранениями различной степени тяжести сейчас находятся в больнице. Убийца покончил с собой, застрелившись в библиотеке техникума.

Ростов керчь.jpg
В Ростове у памятника "Мать и дитя" прошла акция в память о погибших в Керчи. Фото: rostov-gorod.ru

Подобные инциденты во всех странах провоцируют приблизительно одинаковую реакцию общества - шок и повышение тревожности за будущее детей. По словам Елены Абрамовой, американцы уже научились жить в условиях, когда school shooters (школьные стрелки) стали новой реальностью.

-  Как мне кажется, многие американцы выработали "психологический иммунитет". Подобные случаи не обсуждаются с коллегами и знакомыми, все ведут абсолютно нормальный образ жизни. Хотя внутри у каждого - боль и страх, это не принято демонстрировать. Недавно переехавшие, возможно, реагируют более эмоционально - или проявляют свои чувства более открыто, - говорит Елена.

По ее мнению, последующие после каждой подобной трагедии разговоры о превентивных мерах становятся привлекательной темой для политиков.

- В США проблема стрельбы напрямую связана с правом владения оружием, и потому эта тема крайне политизирована, - считает она. - В образованной среде есть глубокое понимание, что ситуация не нормальна, и ее надо менять. Ведущие издания публиковали исчерпывающие исследования и программы, направленные на снижение жертв огнестрельного оружия. Вы знаете, что значительное число погибших стали жертвами маленьких детей, которые случайно нашли оружие, принадлежащее их родителям? Есть данные по суицидам, случайно погибшим  - насилие с применением оружия является более глобальной проблемой, чем стрельба в школах.

Бывшая ростовчанка говорит, что за семь лет не заметила особых изменений в работе школы, куда возит своих дочерей. Хотя именно последние семь лет количество трагедий растёт, с начала 2018 года их уже было четыре.

- Основная идея сводится к тому, чтобы решать этот вопрос как проблему общественного здоровья, - рассказывает Елена. - Еще недавно жертв автомобильных катастроф было в разы больше - ввели систему обязательных ремней и подушек безопасности, разработали механизмы регуляции практики вождения - результаты очевидны. Также смотрят на опыт других развитых стран, где оружие разрешено, но жертв кардинально меньше - эти меры и подходы также можно и нужно перенимать. Проблема в том, что идея владения оружием не просто выросла, а выросла вместе с менталитетом. Нужны очень серьезные меры по влиянию на общественное сознание - и огромный политический потенциал, чтобы что-то изменить. С другой стороны, есть ощущение того, что общество меняет свое отношение к "цене свободы". Очень много инициатив, групп, организаций в этой сфере. Возможно, перемены ближе, чем мы думаем. 

Абрамова марафон.jpg
Ростовчанка в США ведет активный образ жизни и очень внимательно следит за тем, что происходит в школьной жизни ее дочерей. 

- В школах существует целая система тренировок - Lock Out Drill. Детей учат прятаться, двери запираются (в некоторых школах - автоматически), - рассказывает она. Очень серьезно относятся к булингу (насмешкам и издевательствам) - как они говорят, zero tolerance, то есть это не допустимо и должно прекращаться в 100% случаев. Мое ощущение, булинг - это абсолютно "не круто" среди детей, все популярные дети и подростки, как правило, ведут себя очень дружелюбно. Точно так же огромная работа ведется в отношении ментального здоровья - что делать, если тебе плохо, кому сказать, куда обратиться. Депрессии и прочие психические состояния обсуждаются открыто, школьные психологи носятся вокруг детей. Понятно, что не всегда система работает, что иногда принимает казёные или утрированные формы, но в целом, она существует.

Помимо социально-психологических программ по предупреждению насилия в школах, по словам Елены, появляются и технические разработки, призванные повысить безопасность детей в учебных заведениях США.

- Существуют и инновационные разработки - например, радары, которые обнаруживают оружие при его приближении к какому-либо общественному учреждению, и подают сигнал. Опять же, нужна политическая воля, чтобы реализовать подобные проекты, - рассказывает уехавшая ростовчанка. - К сожалению, "шутинги", как говорят специалисты, предсказуемо не предсказуемы. Как несчастные случаи - ты просто надеешься, что они не случатся. Или даже не думаешь о них, запрещаешь себе думать. Мы продолжаем летать самолетами, водить автомобили. Паниковать смысла нет, а вот искать способы снижения рисков - безусловно. Например, штат Массачусетс имеет самые строгие законы в отношении оборота оружия - и наименьшие потери. То есть можно работать с правительством своего штата, вступать в партии, инициативные группы. 


Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
  Тема: Ростов в лицах  
Керчьшкольные стрелкибезопасностьРостов
0
0