Ростов-на-Дону Пятница, 03 мая
Общество, 16.07.2022 14:03

Тайны космоса приоткрылись на встрече с летчиком-космонавтом Сергеем Рыжиковым в Ростове

В Донской публичной библиотеке прошла первая встреча с Героем Российской Федерации, летчиком-космонавтом Сергеем Николаевичем Рыжиковым. За плечами у него уже два полета в космос, а последний из них закончился в апреле 2021 года. На встрече он рассказал о жизни и работе космонавтов, а также поделился эмоциями от полетов в космос.

Сергей Рыжиков родом из Бугульмы, города в Республике Татарстан. Еще до школы он мечтал стать летчиком, как и многие советские мальчишки. Так, он поступил в летное училище, которое окончил в 1996 году по специальности «командная тактическая истребительной авиации» с присвоением квалификации «летчик-инженер». По его словам, не всем удается выйти в открытый космос, так как не всегда это есть в программе. Но его первый полет состоялся — в октябре 2016 года. Свои эмоции от него Сергею трудно описать, так как прежде всего он думал о работе, а любование космосом ушло на второй план.

— Эмоционально переживать этот момент внутренне себе не позволяешь — это большая ответственность. И какие-то человеческие переживания могут привести к ошибкам и к недочетам в работе. Нужно быть полностью сконцентрированным для выполнения задач. Мы были заняты работой, которую выполняет экипаж во время старта. В дальнейшем, конечно, после выполнения задач программы, во время отдыха была возможность посмотреть в иллюминатор и порадоваться. Уже когда открыли люки — перешли на борт и собрались всем экипажем ужинать, даже взяли гитары и спели песни, — рассказывает Сергей Рыжиков.

Невесомость — это и специфический способ развлечения космонавтов, и самый негативный фактор космического полета, по мнению Сергея. Он сравнил пребывание на орбите с ощущениями детей, которые только учатся ходить. В невесомости трудно принимать пищу, отдыхать, передвигаться и мыться. К этому нужно привыкнуть. Например, чтобы помыться космонавту, ему необходимо выдавить воду из пакета — в этот момент она принимает форму шарика, который ловят ладонью и смазывают часть головы. Шампунь наносится по той же схеме, так как всякая жидкость в невесомости приобретает шарообразную форму. После намыливания головы шампунь не смывают под краном, как на Земле, а снимают с помощью полотенец.

Одно из самых завораживающих зрелищ в космосе, по словам Сергея — красота Земли. Именно моменты, когда представляется возможность на нее взглянуть хоть краем глаза, заставляют о многом задуматься и многое осознать.

— Самые яркие мысли и чувства приходят тогда, когда смотришь на красоту планеты, потому что все-таки не каждый раз получается слетать в космос и не каждому человеку. Увидеть земной “шарик” во всей полноте и красоте — событие, которое впечатляет. Несмотря на то, что мы каждый день облетаем 16 раз планету, любая возможность взглянуть на нее — это невероятно здорово и заставляет задуматься о том, что сказал Гагарин, сделав только один виток планеты: «Облетев Землю на корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!», — делится впечатлениями Рыжиков.

С Землей связано еще и восприятие Сергеем цвета космоса. Он считает, что это, скорее синий цвет, хотя сам космос черный, но станция околоземная. Большую часть времени экипаж проводит при наблюдении земных объектов, а поверхность земли более чем на 70% состоит из воды. Мировой океан занимает большую часть суши, поэтому космический цвет кажется синим.

На МКС (международная космическая станция) работа космонавтов протекает довольно рутинно: каждый день они выполняют различные задачи по плану, занимаются физическими упражнениями, а в свободное время отдыхают и убираются. Пыль образуется на станции по нескольким причинам.

— Основная причина пыли в том, что интерьер внутренних обитаемых отсеком станций, которые на российском сегменте были выполнены в виде ворсинок, потому что в космосе все необходимо фиксировать. В условиях невесомости, если что-то оставил на столе, например, флешку, то можно потом не найти, поэтому все крепится. Ворсовая ткань имеет свойство — постепенно отслаиваться и откладываться в тех местах, где вентиляционные потоки ее задувают, поэтому регулярно ее нужно убирать. Также причина в человеке. Мы тоже производим определенный биологический продукт — это отлагается, заседает. Кроме того, как бы не были чисты комнаты, все-таки часть пыли и доля конструктивных элементов туда попадает, — объясняет мужчина.

Кроме того, работа космонавтов проходит в условиях, когда нет явного ощущения смены дня и ночи. Для того, чтобы привыкнуть к различным ритмам часового пояса, во время подготовки они часто меняют часовые пояса, посещая разные страны: США, Канаду, Японию.

— На станции принято время для работы — по Гринвичу. Это для того, чтобы было одинаково удобно основным центрам управления полетами: и в Хьюстоне, и в Подмосковье. Сначала кажется, что по времени не успеваешь, появляется ощущения ускоренного движения времени, но к этому привыкаешь и явной выраженности цикличности с орбитальным пребыванием нет, — отмечает космонавт.

Если перед полетом Сергей чувствует волнение, то после — искреннюю радость за то, что задачи выполнены, и экипаж со всем справился. Вернувшись на землю, космонавтам трудно приспособиться. Сразу после приземления их даже носят на руках, так как сами они передвигаться не могут.

— Мы как дети учились заново ходить. Необходимо было какое-то время привыкнуть к земным условиям. Но радость общения с близкими и того, что мы дома, помогала справиться с этим после полета. Мы привыкли, например, что в космосе берем ручку, работаем, что-то пишем и можем ее оставить — она никуда не денется. А дома человек переносит привычки, выработанные за полгода на станции, он может бриться — повернуться за каким-то предметом и ее оставить, а она падает. Он сначала недоумевает, почему так — а потому что это Земля, — рассказывает Сергей.

Фото: Донская государственная публичная библиотека

Анастасия Казуков

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен