Ростов-на-Дону Пятница, 29 марта
Общество, 17.01.2014 17:23

Замруководителя отдела по особо важным делам донского СК: о профессиональных секретах, громких делах и коллективном разуме

Замруководителя отдела по особо важным делам донского СК: о профессиональных секретах, громких делах и коллективном разуме
«Блокнот» встретился и пообщался с одним из опытнейших следователей Ростовской области Абу Магомедовым.

Следственное управление по Ростовской области фигурирует в информационных заметках практически каждый день. Ведомство сообщает о совершенных преступлениях и задержаниях подозреваемых. Но что происходит в отрезок времени между моментами совершения преступления и задержания виновного, мало кто знает. Как шаг за шагом разматывается преступный клубок, какими ошибками выдает себя злоумышленник, как раскрыть «идеальное» преступление - об этом мы поговорили с Абу Ахмедовичем Магомедовым в его профессиональный праздник – третью годовщину создания Следственного комитета России.
- Наша ежедневная работа далека от романтики телевизионных сериалов, которые практически ничего общего с реальной жизнью не имеют, - говорит заместитель руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел против личности и общественной безопасности Следственного управления по Ростовской области Абу Ахмедович Магомедов. – Будни следователей зачастую сопряжены с рутинным исследованием каждой детали преступления, поиском достоверной информации, для чего порой приходится опрашивать десятки, а то и сотни людей.

Абу Ахмедович принимает к производству уголовные дела особой сложности, связанные с многоэпизодностью, тяжкими и особо тяжкими преступлениями. На его счету за 25-летнюю практику сотни раскрытых дел, самых сложных и запутанных. Но о любом из них он говорит, что это результат коллективного разума, то есть работы целой команды специалистов.
- Идеальных преступлений не бывает, как не бывает нераскрываемых дел, - рассказывает Абу Ахмедович. – При этом, выражаясь нашим языком, практически каждое второе, если не первое, незаконное деяние – это «преступление, совершенное в условиях неочевидности», то есть с первого взгляда преступника ничего не выдает, но на самом деле это не так. Самое главное здесь – детали, они о многом могут рассказать.

Вот то место, с которого начинаются киношные выдумки. Зачастую на разные экспертизы и исследования уходят месяцы, а не несколько минут, как показывают по телевизору. Криминалистическая техника за эти годы, конечно, продвинулась далеко, но даже ей пока не под силу догнать «волшебные» машины из сериалов. Нельзя выбить из подозреваемого признания, приложившись к нему кулаком или прижав к стене. Для этого у следователя есть психологически более тонкие способы.
- Каждому человеку, с которым беседую, я гарантирую абсолютную законность, - делится следователь Магомедов. – Как найти к собеседнику подход? Мне нужно немного времени, чтобы изучить его и понять, как действовать дальше. Существуют две основные схемы: мгновенное изложение всей совокупности доказательств, под тяжестью которых подозреваемый признается, и другая – мягкая, когда с ним нужно начинать разговор издалека, потихоньку подбираясь к сути дела. Конечно, существуют и специальные вопросы, по жестам можно сделать какие-то выводы, но не ко всем применимы штампы, каждый человек индивидуален.

Абу Ахмедович не склонен на сто процентов доверять теории Чезаре Ломброзо, родоначальнику идеи о прирожденном преступнике. На любого человека влияют социальные условия, его окружение и множество факторов, из-за которых он в итоге может совершить преступление. Но также в каждом преступнике есть что-то человеческое, что может заставить его раскаяться в содеянном.

Так произошло и с фигурантом одного из последних дел, которое Магомедов в конце прошлого года передал в областной суд. Своей жестокостью и хладнокровностью преступление поразило даже видавшего виды следователя с многолетним опытом. Жертвами молодого жителя Псковской области становились беспомощные донские пенсионеры. Самому младшему из убитых было 79 лет, самому старшему – 94. Добыча преступника была невелика - от тысячи до 10 тысяч рублей. Не гнушался он и продуктами питания, которые находил у стариков.
- Днем он приходил в дом к пенсионерам в качестве торгового представителя одной из фирм, занимавшейся сетевым маркетингом в Ростовской области. В компании он официально был трудоустроен, - рассказывает Абу Ахмедович. – Преступник осматривался, оценивал ситуацию, понимал, что пожилой человек живет один. Вечером возвращался в этот же дом и до смерти забивал стариков. Ни ножом, ни выстрелом, а руками и ногами бил их, пока они не переставали дышать. Таким образом он расправился с 14 стариками, половина из которых были участниками Великой Отечественной войны. 94-летний дедушка в пехоте прошел всю Европу, грудь в медалях, а этот человек забил его до смерти. Была и такая ситуация: убив одну 80-летнюю женщину, которая передвигалась с трудом, он сидел и курил. В это время в дом случайно вошла пожилая соседка, с которой он расправился с такой же легкостью, ударив скалкой по голове.

Раскрыть преступление удалось благодаря «пальчикам» и слюне убийцы, оставшейся на окурках, найденных на месте происшествия, которые всплыли, когда его арестовали за аналогичный эпизод.
- Во время нашего с ним разговора он во всем сознался, раскаялся и заключил досудебное соглашение со следствием, - закончил следователь. - К этому моменту он уже несколько лет провел в тюрьме и, видимо, что-то в его душе за это время перевернулось.

Настоящим испытанием для уже опытного следователя Магомедова стала четырехлетняя командировка в Чечню. Туда в 2003 году его направил своим приказом генеральный прокурор Владимир Устинов. Выбор на Абу Ахмедовича пал не случайно. К тому времени он уже имел весомый послужной список, к тому же был родом из села Гойты Урус-Мартыновского района тогда еще Чечено-Ингушской АССР, знал чеченский язык. Там, занимая должность сначала начальника отдела по расследованию особо важных дел, а потом исполняя обязанности начальника Следственного управления прокуратуры ЧР, ему чаще всего приходилось сталкиваться с преступлениями против личности, то есть убийствами и терактами. Нередко в результате подрывов погибали сотрудники правоохранительных органов, в том числе следователи. По словам Абу Ахмедовича, это был самый сложный период в его работе. Тяжело было во всех отношениях, начиная от бытовых условий и заканчивая спецификой преступлений.

За годы работы сталкиваться приходилось с разными вещами, к которым нужно быть морально готовым. По роду своей деятельности следователи видят такое, от чего у обычного человека волосы могут встать дыбом, выслушивают признания серийных убийц и насильников. При этом всегда нужно оставаться спокойным и уравновешенным.
- Я никогда не переношу негативные эмоции домой или в компанию друзей, все, что связано с работой, остается здесь, в этом кабинете, - уверяет Магомедов. – Прежде чем попасть домой, я обязательно посещаю спортзал или бассейн, и если уж что-то меня беспокоит, то во время занятий спортом все уходит, и к своим близким я иду уже с легким сердцем.

Дома следователя по особо важным делам ждут супруга и четверо детей. Младшим, близнецам Эмиру и Дени, всего по пять лет, но они уже занимаются плаванием, старший - 14-летний Ислам - в прошлом году стал чемпионом Ростовской области по боксу, 8-летняя дочка Хава имеет первый юношеский разряд по плаванию.
- Я не знаю, кем станут мои дети, когда вырастут, но не буду против, если они пойдут по моим стопам, - делится Абу Ахмедович. – Ведь я глубоко уверен, что занимаюсь благим делом, как бы громко это не звучало, связанным с восстановлением закона и справедливости. А быть на этой службе всегда почетно.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Известные личностиРостов-на-ДонуСледственное управление по Ростовской области
0
0