Ростов-на-Дону Вторник, 23 апреля
Политика, 29.12.2017 15:20

Пять главных провалов ростовских властей в 2017 году

Седьмой год противостояния Ростовской области и команды губернатора Голубева завершается не в пользу рядовых жителей региона.

«Блокнот» проанализировал ключевые события в регионе, связанные с неэффективной работой местных чиновников, и нашел пять главных провалов внутриполитической и социально-экономической деятельности в Ростовской области. 

Провал первый. Подготовка к ЧМ-2018

дорога в платов 1.png

Подготовка Ростова и области к Чемпионату мира по футболу  с самого начала представлялась командой губернатора Голубева как проект имиджевый и невозможный без участия опытного московского управленца. Его реализация должна была вдохнуть новую жизнь в донскую столицу. Ожидалось, что новый стадион станет центром развития города и спорта; новый аэропорт - южным хабом; а отстроенный гостиничный фонд после мундиаля  незамедлительно и до отказа забьется туристами, которые не смогут побороть в себе желание натереть нос бронзовому коту с Коробейником на Большой Садовой. Из всех затей пока что неоспоримым плюсом для города стала прекрасная развязка на Левом берегу и Ворошиловский мост-дублер, строительство которого анонсировалось еще в 2007 году. 

Аэропорт «Платов», в чистом поле построенный в сотрудничестве с миллиардером Виктором Вексельбергом, по данным газеты «Ведомости», обошелся в 47 млрд рублей, из которых 19 вложила «Ренова». Аэропорт радует архитектурой и размахом, но пока откровенно пустует и как хаб работать начнет не скоро. Хотя строился он с прицелом на юго-восточные потоки, и даже, по мнению руководителя сети турагентств «Розовый слон» Алексана Мкртчяна, часть европейского направления мог взять на себя.

- Расположение для хаба выбрано идеально - не надо облетать никаких крупных городов, а долететь из Вены или Мадрида до Ростова можно быстрее, чем до Москвы, чтобы затем пересесть на другой рейс до Китая или Таиланда, - говорит эксперт.

Но все планы рухнули из-за Украины. С одной стороны, до войны ростовчане успели оценить все ценовые преимущества Донецкого аэропорта и активно пользовались им в ущерб родной гавани. Уничтожение аэропортового комплекса в ходе военных действий, наоборот,  сделало жителей самопровозглашенных ЛНР и ДНР потенциальными клиентами «Платова». Но после сбитого малазийского «боинга» небо над Донбассом приходится облетать, это накладно, потому самые прибыльные европейские направления из Ростова невозможны, и для ряда перевозчиков он стал неинтересен. Московские аэропорты  отдавать свои функции стыковочного узла «Платову» тоже не спешат, поэтому перспективы нового ростовского авиаузла стать южным хабом видны только очень оптимистичным экспертам.

хайят.jpg

Не задалось у ростовских властей и со строительством отелей к ЧМ-2018. И хотя на встрече с журналистами губернатор Василий Голубев заверил, что требования по номерному фонду город перевыполнил, история со строительством Hyatt  и Sheraton изрядно подпортила картину подготовки. Hyatt Regency Rostov Don Plaza строить начали еще до решения о проведении ЧМ-2018 в России, когда доллар был по 24 рубля. Дело шло с переменным успехом, но «добили» стройку целевые государственные кредиты, которые стали доступны инвесторам в рамках госпрограммы по подготовке к мундиалю. Вопреки ожиданиям, пролившийся денежный дождь не привел к росту современных отелей в Ростове. Сейчас новый инвестор публично обвиняет старых в «нецелевом» использовании кредитных средств, а власти подыскивают «Хайяту» третьего инвестора.  Sheraton тоже не достроили и вернули банку как залоговое имущество. ВТБ, который кредитовал строительство стоимостью в 3 млрд рублей, сначала планировал к 2018 году достроить отель своими силами, потом выставил объект на продажу. Сейчас  очевидно, что мундиаль в Ростове пройдет без «Шератона», а его черная зеркальная громада, как бельмо на глазу, будет еще долго одним ростовчанам напоминать о государственном безрассудстве, другим – об умелом использовании этого безрассудства.

Провал второй. Пожар на Театральном спуске

пожар.jpg

Ростовский пожар 21-го августа стал, пожалуй, самым главным имиджевым провалом донских властей. О происшествии написало такое огромное количество СМИ, что теперь городу приходится опять доказывать свою состоятельность как площадки для проведения соревнований мирового уровня. Иностранные СМИ не упустили возможность напомнить, что речь идет о том самом Rostov-on-Don, где пройдут игры ЧМ-2018.  Повод действительно был: 163 сгоревших строения, один погибший,  более 600 пострадавших и очень странная предыстория, связанная с попытками неких коммерческих структур выкупить у жителей Театрального спуска их «золотые» сотки по скромной цене. После пожара полиции под нажимом общественности пришлось возбудить уголовное дело по статье об умышленном поджоге, но, как рассказал недавно губернатор, пока никаких доказательств поджога не найдено. ЧП выявило ряд системных проблем, начиная от состояния жилого фонда в центре города (Театральный спуск, заполненный ветхими аварийными домами) и заканчивая соблюдением конституционной неприкосновенности частной собственности. Сразу после пожара, пытаясь успокоить отчаявшихся людей, Василий Голубев пообещал им помощь в восстановлении жилья, но когда дым рассеялся, стало очевидно, что главным выгодополучателем пожара является муниципалитет. Оказалось, земля в центре города, которую ростовчане приватизировали и искренне считали своей и «золотой», на самом деле не совсем их и не совсем «золотая»: восстанавливать свои дома им запретили по причине предназначения этих земель под рекреационно-деловую застройку, а по кадастру стоимость каждой сотки – 400 тыс рублей. 

WhatsApp Image 2017-12-29 at 14.16.57.jpeg

В отчаянии погорельцы добрались до Ксении Собчак, которая прилетела открывать в Ростове свой предвыборный штаб. Молодой политик пообещала помочь им с юридической помощью, попутно разнося по всей стране весть о том, как в Ростовской области решают проблемы с переселением из ветхого жилья и застройки исторической части города. Директор ИНПК "Девелопмент" Арменак Деланьян рассказал одному из ростовских СМИ о том, что пожары для решения вопросов застройки в Ростове практикуются давно. Причиной всему - нежелание чиновников вести системную и прозрачную градостроительную политику.

- А зачем напрягаться, когда бюджет можно осваивать на дорогах, перестилая отличный асфальт на Западном объезде на новый. Тут же нужно провести кучу оценок, судов и т.д. Потом освободившийся участок выставить на торги для дальнейшей застройки современным жильём, - говорит Деланьян. - Когда у нас чиновники перестанут быть бизнесменами, а будут хозяйственниками, которые отвечают за результат, толк будет. Город должен объявлять о своих планах по сносу трущоб, как и когда он их будет реализовывать. На пять лет вперёд. Тогда застройщик в течении этих лет будет иметь общение с более сговорчивым электоратом. И у собственников ветхого жилья будет выбор, сегодня и сейчас договориться об отселении с частным инвестором, либо через 5 лет столкнуться с муниципальным отселением, - пояснил эксперт.

Несмотря на то, что региональным властям удалось выбить из федерального центра деньги на жилищные сертификаты  для погорельцев, инцидент вряд ли можно считать исчерпанным: во-первых, ростовчане так и не поняли, как это они приватизировали землю, которой не могут распоряжаться; а во-вторых, теперь совсем неочевидно, что жечь старые дома в Ростове – это плохо.

Провал третий, бизнес-скандальный

хуруджи.jpg

Уголовные преследования бизнесменов в Ростовской области стали еще одним крупным имиджевым ударом по региону в 2017 году. Не то чтобы именно в этом году все началось; ставить печальные рекорды Ростов наловчился давно – более пяти лет без предъявления обвинений провел за решеткой в СИЗО предприниматель  Иосиф Кацив, потом пальму первенства перехватил Юрий Осипенко, которому 6,5 лет не могли собрать доказательства вины. В 2016-ом году внимание к области привлекло уголовное дело против бывшего руководителя Агентства стратегических инициатив в ЮФО Александра Хуруджи. В ситуацию вмешался уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов, который дал ситуации в Ростовской области нелестную оценку. «При очень высоких экономических показателях, инвестициях, развитии промышленности и сельского хозяйства область сегодня является лидером по вопросам уголовного преследования предпринимателей», — заявил он «Интерфаксу». В результате Александра Хуруджи  выпустили из СИЗО под залог в 5 млн рублей. Оказавшись на свободе, энергичный Хуруджи не только не спрятался от греха подальше, но развернул в области активную правозащитную деятельность, результатом которой, по некоторым оценкам, стал досрочный уход на пенсию зам генпрокурора по ЮФО Сергея Воробьева; позже свой пост покинул глава ростовского следственного комитета Юрий Попов; отставка начальника ГУ МВД по Ростовской области генерала Ларионова на этом фоне выглядела уже как само собой разумеющееся, а уголовное дело и арест руководителя ФСИН по Ростовской области Сергея Смирнова по обвинению в коррупции хоть и стали результатом масштабной федеральной зачистки в ведомстве, добавили оптимизма всем ростовским сидельцам.

Александр Хуруджи вошел в политсовет ПАРТИИ РОСТА, которую возглавляет Борис Титов, и сейчас помогает бизнес-омбудсмену защищать права предпринимателей, подвергшихся уголовному преследованию. В ноябре, под данным «Медиалогии», Хуруджи по уровню цитируемости обогнал губернатора Василия Голубева и сейчас остается наиболее популярным ньюсмейкером Ростовской области.

медиалогия хуруджи.png

Обратной стороной этой популярности стала устойчивая ассоциация региона как территории, опасной для бизнеса. "Не секрет, что большое влияние на формирование инвестиционного климата оказывает деятельность правоохранительных органов. Достаточно на уровне региона получить несколько сигналов о том, что те или иные дела идут непрофессионально, а в среднем звене это происходит довольно часто, или, хуже того, к этому причастны нечистоплотные представители правоохранительных органов, то любые правильные системы управлением развития инвестклимата рушатся на глазах», - попытался оправдаться губернатор Голубев перед Путиным на последнем Госсовете, и предложил бизнесменам консолидироваться на базе Торгово-промышленных палат, чтобы активно вырабатывать предложения для улучшения бизнес-климата. Речь, конечно, шла о тех бизнесменах, которые еще остаются на свободе.

Провал четвертый, кадровый

К имиджевым провалам региона, без сомнения, можно отнести и кадровую политику, которую ведут ростовские власти  восьмой год, не переставая всех удивлять. По традиции в 2017-ом году Василий Голубев избавился еще от одного своего заместителя, с которым проработал без малого 6 лет. Александр Гребенщиков возглавил областную службу по тарифам в 2011 году, перебравшись в Ростов из Карачаево-Черкессии с министерской должности. Вскоре он стал зам губернатора и пять лет курировал в регионе вопросы промышленности и энергетики. Ростов он покинул практически одновременно  с зам генпрокурора Воробьевым, в разгар судебного процесса Хуруджи против «МРСК Юга», где не раз звучали заявления о заказном характере преследования АО «Энергия». Сейчас Гребенщиков возглавляет крупнейшую в стране энергосбытовую компанию «ТНС-энерго». Вслед за ним из Ростова уехал и его протеже - глава службы по тарифам Олег Николаевский. 

Со скандалом прошло отстранение от должности директора Ростовской региональной Ассоциации поддержки предпринимателей (РРАПП) Натальи Крайновой. Началась эпопея еще в 2016-ом году, когда Крайновой предложили по-хорошему оставить одно из лучших в стране агентств по поддержке бизнеса. Было очевидно, что кто-то очень хочет получить доступ к системе выделения льготных субсидий для бизнеса. Крайнову в результате все же уволили, единственный учредитель Агентства - минэкономразвития - назначил нового руководителя, а сама организация переехала в бизнес-центр, принадлежащий отцу заместителя министра экономического развития. Отстраненная Наталья Крайнова, которая руководила организацией больше 15-ти лет, развернула в соцсетях активную критику действующих властей и примкнула к ростовскому протестному электорату. В начале важного предвыборного цикла неожиданно покинул свой пост глава ростовского избиркома Сергей Юсов, который руководил ведомством с 1995 года. По мнению  депутата Заксобрания от КПРФ Евгения Бессонова, в отставку Юсова негласно отправили из-за скандала во время выборов 2016-го года, когда сразу три члена УИК №1958 попались на вбросах бюллетеней, признали свою вину и отправились под суд.  «Признание виновных до суда поставило точку в председательстве Сергея Юсова, - считает  Евгений Бессонов. - На президентские выборы Тихий Дон должен идти с чистыми руками. И уход главы избиркома ни что иное, как подготовка к предстоящим выборам». На место Юсова был назначен бывший руководитель Управления информационной и внутренней политики региона Андрей Буров, который уже занимался организацией выборов в Заксобрание в 2013, и та кампания была признана одной из самых скандальных в истории Ростовской области.

О том, что в правительстве области наблюдается серьезный дефицит квалифицированных кадров, свидетельствует очередное возвращение в команду Вячеслава Василенко. Известный специалист в области сельского хозяйства, Василенко ушел из областной администрации незадолго до назначения Голубева, потом вернулся туда и несколько лет руководил агропромышленным направлением сначала на должности министра, потом – заместителем губернатора. Осенью 2016-го Василенко снова ушел, но спустя полгода снова вернулся – на должность советника губернатора, опровергнув расхожее мнение о том, что незаменимых специалистов не бывает.

Провал пятый, идеологический

Уже к концу второго квартала 2017-го года Ростовская область вошла в число самых протестных регионов России по данным Центра экономических и политических реформ.  Шахтеры «Кингкоула», которые под управлением КПРФ два года ходили на митинги как на работу, добились беспрецедентного решения: их долги по зарплате взялось гасить правительство области. Однако к тому времени за регионом уже прочно закрепился имидж обманщика трудового народа, поскольку, воодушевленные примером шахтеров, требовать с властей свою зарплату начали бывшие работники птицефабрики «Оптифуд» и даже обманутые дольщики, полку которых в 2017-ом году тоже прибыло. 

навальный.jpg

Но самый главный удар по нарисованной стабильности нанесли молодые жители области, которые неожиданно и массово вышли на митинг против коррупции, организованный сторонниками Алексея Навального по всей стране 24 марта. Справедливости ради стоит отметить, что протестующие школьники стали неприятным сюрпризом для всей системы российской власти. За Навальным попытались закрепить образ Крысолова, который со своей антикоррупционной дудочкой пытается вывести под полицейские дубинки детей, чтобы подчеркнуть бесчеловечность режима. Массовые задержания прошли в Москве, в Ростове никто сдергивать школьников с фонарных столбов не стал. Репрессивная машина начала работать в новом режиме: одного из участников митинга, который администрация города не смогла ни согласовать, ни обосновать отказ в согласовании, принудительно доставили в психиатрическую лечебницу; спустя месяц после мероприятия полицейские составили протокол об административном нарушении в отношении координатора штаба и суд наказал ее штрафом. Практика составления протоколов об административном правонарушении после акций показалась властям удачной, и после выхода ростовчан с лозунгом #ЗаНавального на Фонтанной площади, три человека оказались в спецприемнике, нескольким выписали штрафы. Наиболее показательным стал процесс над пенсионером из Аксая Александром Дегтяревым, которого суд за повторное участие в несанкционированной акции оштрафовал на 150 тысяч рублей. Но тактика точечного давления, судя по всему, не сработала. Поскольку 24 декабря на собрании по сбору подписей за выдвижение Алексея Навального на Театральной площади собралось столько же людей, как и в марте. Более 800 человек оставили свои данные в подписных листах.

Высокий уровень протестной активности в Ростовской области оценила и Ксения Собчак, которая именно в Ростове открыла свой первый штаб, объявив о намерении баллотироваться в президенты России. На вопрос, почему именно Ростов удостоился такой чести, телеведущая ответила: «Ростов – город, который перестал бояться, в этом году жители доказали, что этот город - против всех. Здесь постоянно проходят протестные акции, выступления шахтеров. В Ростове есть гражданское общество, и люди показывают, что они и правда устали бояться». 


Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
итоги года-2017ХуруджиГолубевпожар на Театральном спускеМедиалогия
0
0