Ростов-на-Дону Суббота, 26 Мая
Телефоны рекламного отдела:8 (863) 27-000-35, 8 (863) 29-99-565

Информационный портал «Блокнот Ростова-на-Дону» – это не только самые свежие и интересные новости города, но и своеобразный справочник Ростова-на-Дону, который помогает найти нужный товар и услугу или партнеров по бизнесу.

Наш портал работает ежедневно и круглосуточно. Здесь вы можете узнать о самых интересных событиях в жизни города, а также активно участвовать в обсуждении прочитанного.

Хотите быть в курсе всего? Начинайте свой день с нашим сайтом.

Отупение и ужас: в Ростове-на-Дону прошла российская премьера фильма Хабенского «Собибор»

Общество, 25.04.2018 13:39
Отупение и ужас: в Ростове-на-Дону прошла российская премьера фильма Хабенского «Собибор»
В Ростове-на-Дону 24 апреля Константин Хабенский представил свой фильм "Собибор" о событиях в лагере смерти на юго-востоке Польши, где в 1943 году советский пленный лейтенант поднял восстание - единственное успешное за всю историю немецких концлагерей.

В это трудно поверить, но полноценный памятник человеку, о котором даже американцы сняли первоклассный блокбастер, в Ростове-на-Дону, на его родине, появился только спустя 22 года после смерти героя.

хабенский бюст.jpg

  По словам руководителя регионального отделения Всероссийского общества защиты памятников истории и культуры Александра Кожина, идея установки памятника у школы, где учился Александр Печерский, принадлежит Российскому историческому обществу. До этого ростовским историкам удалось только в 90-е повесить на доме, где жил Печерский, мемориальную доску - настолько противоречивой была фигура этого героя в трактовках советской и российской истории.

- Я хочу поделиться с вами радостью того, что может сотворить человеческая память. Сегодня присутствуем при таком моменте. Счастлив, что человеческая память тех людей, которых спас Печерский, дожила до наших дней. Благодаря памяти этих людей открыт бюст, школа будет нести имя Печерского, - сказал на открытии памятника во дворе 52-ой ростовской школы актер и режиссер Константин Хабенский, который именно в Ростове решил провести российскую премьеру своего фильма.

хабенский памятник.jpg

Александр Аронович Печерский родился в 1909 году в Кременчуге, но потом семья переехала в Ростов. До войны он работал электриком на паровозоремонтном заводе, был мобилизован и в 1942-м оказался в печально знаменитом "вязьминском котле" вместе с тысячами других советских солдат. Еврей по национальности, в плен Печерский попал будучи лейтенантом интендантского полка, и до отправки в "Собибор" пытался бежать из лагеря под Минском. Но план не удался, часть его соратников погибла, а самого Печерского отправили в лагерь, где уничтожение евреев нацисты поставили на поток. За три недели Печерский смог найти и организовать людей, которые убили немецких офицеров, завладели оружием и восстали против убийц.

Заслуженную награду за свой подвиг Печерский получил только после смерти. Война для него кончилась в штурмовом батальоне 1-го Прибалтийского фронта в августе 1944 года. После ранения в бедро он получил инвалидность и вернулся в Ростов, где в скромности дожил до 80 лет, не особо посещая встречи ветеранов и школьников. Впрочем, забвение это было видимым: "где надо" о Печерском не забывали. Отважного советского лейтенанта, выжившего в лагере смерти, хотели видеть в качестве свидетеля на Нюрнбегском процессе, но СССР не позволил ему выехать в Германию. Не выпустили Печерского из советского лагеря и на премьеру фильма Джека Голда "Побег из Собибора", главную роль в котором сыграл знаменитый Рутгер Хауэр. Как позже вдова Александра Ароновича рассказала журналистам, в 1987 году власти отказались выдать ему т.н. выездную визу.

печерский.jpg

Возможно, именно поэтому Константин Хабенский, открывая памятник, заговорил о человеческой памяти. Ведь пока Печерскому в СССР не выдавали положенного Ордена Отечественной войны второй степени, лишали возможности работать в рамках борьбы с прозападными ценностями, за границей, а особенно в Израиле, имя Печерского и его подвиг широко обсуждались, велись поиски свидетелей знаменитого восстания, издавались книги о нем. 

собибор кадр евреи.jpg

Дебютный фильм Хабенского-режиссера повествует о нескольких днях, которые предшествовали восстанию.

Выбежавшие за ворота "Собибора" узники растворяются в титрах, лишь тогда зритель узнаёт, что половину беглецов поймали в лесах и выдали нацистам местные жители - это порядка 170 человек, еще часть погибла во время побега. До конца войны дожили всего 55 человек. Принято считать, что именно "сомнительное" с моральной точки зрения поведение поляков и жителей западной Украины было причиной того, что о подвиге Печерского в СССР предпочитали не вспоминать, укрепляя социалистический интернационал.

К чести авторов сценария и режиссера, несмотря на финансирование Фонда кино, в "Собиборе" им удалось обойтись без художественного осмысления современной политической повестки России. А фраза "Привет, пархатые!", брошенная вошедшим в еврейский барак красноармейцем, всего лишь подчеркивает смелость и открытость режиссера, с которой он взялся за историю восстания в польском лагере, засыпанном пеплом тысяч сожженных иудеев.

хабенский кр.jpg
- Это не документальная история, художественная. Это мой взгляд на эту ситуацию, - пояснил  Хабенский, выступая на пресс-конференции по случаю премьеры фильма в Ростове. - Я сделал максимально честное кино. На сегодняшний день это максимум моих чувств и возможностей.

За день до этого фильм был показан в Варшаве, премьера  прошла в знаменитой "сталинской высотке" в центре города, на что заранее обратили внимание польские СМИ. Российского актера и режиссера, который вытащил на свет историю Печерского, заподозрили в попытке устроить провокацию в польском обществе, где до сих пор ведутся споры и о роли поляков в геноциде евреев, и о заслугах Красной армии, и о Сталине. По словам Хабенского, он доволен тем, как фильм приняли в Польше.

- Это не было спекуляцией или провокацией, как писали вначале некоторые СМИ, - рассказал Хабенский в Ростове. - Они восприняли эту историю, как историю людей.

собибор смотритель.jpg

Над "Собибором" витает дух "Шиндлера" - впрочем, вряд ли какому фильму, затрагивающему тему холокоста, когда-нибудь удастся избежать сравнения с  шедевром Спилберга. В Ростове этого не стеснялись: камерный струнный оркестр на входе в новый кинокомплекс ТРЦ "Горизонт", где состоялась премьера, играл саунд-трек из "Списка Шиндлера"; слушая его, собравшиеся гости любовались трейлером картины и готовились лить слезы. Атмосферу уравновешивали молодые люди в полевой форме сотрудников НКВД, которые встречали гостей у входа в кинозалы.

В фильме действительно была сделана попытка показать несколько человеческих историй, на фоне которых и трагедии, и подвиги всегда выглядят иначе и чувствуются острее. Насколько удачной оказалась эта попытка - покажут сборы фильма. Продюсер "Собибора" Эльмира Айнурова отказалась отвечать на вопрос, во сколько обошлась картина. Сказала лишь, что над фильмом работала большая интернациональная команда, и изначально "Собибор" снимался с прицелом на международный прокат. Продюсер подтвердила, что картину уже купили несколько стран, а ее международный прокат стартует 9 мая в Берлине.

собибор семья.jpg

  Можно было бы ожидать, что в мае европейскому зрителю покажут российский взгляд на тему холокоста, но "Собибор", хотя и изобилует мучительными подробностями истребления евреев, очевидно игнорирует такую сверхзадачу. Красноармейцы, которые "после первой не закусывают", перекочевали в "Собибор" из лучших образцов советской военной киноклассики вместе с карикатурно-жестокими немцы, лишенными всякого намека на человеческое происхождение всей арийской расы. Они носятся в упряжках из пленных, подглядывают за умирающими в рвотных спазмах голыми женщинами и к моменту своей бесславной ублюдочной смерти уже не вызывают у зрителей почти никаких эмоций. 

Отупение и ужас - две главные эмоции фильма. Они царят в лагере, где тысячи образованных и разумных людей покорно становятся под сопла газовых камер, а потом их выжившие мужья и братья сортируют на складе их ценные вещи и чистят топки крематория. Ужас и отупение царят в бараках, где из-за угрозы расстрела узники готовы сами задушить любого, кто заговорит о побеге.

печерский фото1.jpg

 "Праведник мира", сам Печерский в своих немногочисленных  интервью неизменно обращал внимание на другое: как из затравленного и лишенного воли существа вдруг получается убийца, способный портновскими ножницами перерезать горло врагу, пришедшему примерить модный плащ. Не исключено, что размышления об этих метаморфозах в советском лагере не приветствовались и после войны стоили Александру Ароновичу многочисленных унижений и преследований. Зато история его подвига - важный аргумент, когда речь заходит о попытках сопротивления холокосту. И тот факт, что единственный успешный бунт в лагере смертников был поднят евреем-красноармейцем, никогда не смущал израильтян, которые приложили немало усилий, чтобы прославить имя Печерского в веках.

"Каро-фильм" - не "XX век Фокс", а Хабенский - не Рутгер Хауэр, поэтому никакого Печерского-супергероя в фильме нет. Есть отчаявшийся человек, из-за которого в предыдущем лагере погибли люди, и который от усталости и отчаяния сам бы встал на место каждого расстрелянного, да только - вот беда! - жизнь у него одна. Сильно постаревший "горец" Кристофер Ламберт, играющий в фильме классического извращенца - начальника лагеря, знает это и прилагает все усилия, чтобы довести советского лейтенанта до той степени отчаяния, при которой смерть представляется не самой плохой альтернативой жизни.

- Вот что вы сделали, - говорит молодой польский ювелир, вырывая клещами зубы у еще живого немецкого офицера. - Вы научили евреев убивать.

Двумя днями раньше немец потребовал сделать ему булавку для галстука из коронок убитых узников с кусками челюсти.

"Собибор" переполнен сценами жестокости, иногда даже заходит на территорию сексопатологии, но разбитая в кашу под ударами молотка голова "эсэсовца" к концу фильма уже никого не пугает. 

Отвечая на банальный вопрос "Что вы хотели сказать этим фильмом?", Хабенский, которого сначала пригласили играть Печерского, а потом предложили сесть в режиссерское кресло, сказал так:

- Я ставил задачу сделать фильм, который эмоционально воздействует на зрителей. Это очень важно. Какую бы тему мы ни брали, будь то Вторая мировая война, будь то история каких-то спортивных сражений, будь то научное изобретение, если это рассказано с "холодным носом", и если меня, сидящего в зрительном зале, это не затрагивает никак, кроме раздражения - почему со мной так разговаривают, почему не подключают мои чувства к этой истории, - тогда грош этому цена. А если любая из этих историй, в том числе связанная со Второй мировой войной и с такими жуткими событиями, касающимися лагерей смерти, рассказана честно, чувственно, эмоционально и воздействует на зрителя, то я думаю, что дальше уже, в зависимости от воспитания, от человеческих качеств, люди сами зададут себе вопросы.

Насколько режиссеру удалось добиться своей цели, каждый зритель, безусловно решит сам. В фойе ростовского  "Cinema&Emotion"  после премьеры "Собибора" плачущих людей не было видно. Возможно, у российского зрителя просто кончились слезы оплакивать всех реальных и выдуманных героев той войны. А может быть всему виной те самые самые ужас и отупение, которые как тифозная бактерия после 3 мая перекинутся на каждого, кого Хабенский заставит заглянуть в завшивленные бараки "Собибора", и места для сострадания уже не осталось - только для подвига. 

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
ХабенскийкиноСобиборвойнаРостов
6
2
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое