Ростов-на-Дону Четверг, 25 апреля
Общество, 12.03.2019 08:57

Хочешь проехать — плати: сотни ростовчан рискуют остаться без бесплатной дороги к дому

Скандал разгорелся в центре бывшего санатория «Надежда», где таинственным образом при межевании исчезла проезжая часть, а новый собственник участка установил шлагбаум на своей территории и предложил жителям разделить расходы за право жить в экологически чистой части Ростова.

Не дожидаясь традиционной пробки на подступах к площади 2-ой Пятилетки, машина Яны уверенно сворачивает с Бодрой улицы в один из переулков ростовского частного сектора, и через несколько минут хаотичная застройка сменяется буйной парковой растительностью: старые тополя и акации, опасно поскрипывая на ветру, настойчиво тянут ветки в синее мартовское небо. В голых кустах прячется пластиковый мусор. Сразу после мостика через Темерник машина утыкается в шлагбаум — дорога закрыта. Почти 10 лет жильцы дома № 48 по ул. Тракторной ездили по ней, особо не задумываясь о тонкостях работы кадастровых инженеров. По Тракторной было удобно объезжать вечную пробку на Вавилова. Теперь проезд закрыт — частная собственность.

plata-za-proezd.jpg

— Этот пункт охраны появился где-то полгода назад,  — рассказывает Яна, живущая в доме № 48. — Раньше мы ехали прямо, спокойно парковались у дома. Потом въезд перегородили, отсыпали эту типа «объездную дорогу». По ней мы едем к своему дому, студенты поднимаются к зданию медицинского колледжа. Мне по несколько раз в день надо приезжать-уезжать, и постоянно приходится объясняться с охранником — кто я и куда я еду .Разве так можно? А с 15 марта, как нам объявили, въезд будет платным: 50 рублей с машины. В месяц, получается, по 1500 рублей. Как такое возможно ?

Вместе с машинами по отсыпанной фалом дороге устало плетутся пешеходы — крошеный тротуар щетинится крупным щебнем и строительным мусором .

— Это называется «альтернативная дорога»,  — иронизирует Яна, маневрируя между пешеходами .— А представляете, как здесь впотьмах ходить?

дорога.jpg

Свой дом жильцы Тракторной, 48 называют многострадальным. Расположен он на бывших землях санатория «Надежда», который в середине 80-ых занимал почти 50 га по берегам Темерника в районе Каменки и оздоравливал Ростов во всех смыслах: там отдыхали работники легендарного «Ростсельмаша», а гигантские вязы с акациями наполняли промышленный город дефицитным кислородом.

«Надежда» с трудом пережила «лихие 90-ые», но последующая «стабильность» ее добила. В 2015 году стало известно, что Федерация профсоюзов Ростовской области (ФПРО), которой досталась лакомая недвижимость, начиная с «нулевых» распродавала ее направо-налево по очень странным ценам. В СМИ попала информация о том, что среди покупателей оказался сын одного из районных прокуроров Ростова и семья городского депутата, владеющая крупной медицинской клиникой. Этот скандал стоил должности бывшему руководителю ФПРО Владимиру Козлову. После обысков и допросов он покинул свой пост, который занимал с 2000 года. Козлов проходил по делу как свидетель — выяснилось, что на некоторых документах о продаже санаторной недвижимости его подпись была подделана. До суда дело не дошло, все закончилось сменой руководства областной Федерации профсоюзов, у которой к тому времени из 60 объектов различного назначения — от санаториев до стадионов — осталось всего 18. 

тракторная 48.jpg
Все думали, что дорога разделяет жилой сектор и парк со старыми зданиями санатория, а оказалось, что их разделяет только стена 

Так с легкой руки профсоюзных деятелей отдельные куски санатория «Надежда» оказались в руках аферистов, которые затеяли здесь долевое строительство. Дом № 48 на ул. Тракторной появился чудом — его достроили. Вокруг него до сих краснеют кирпичные вещдоки по уголовным делам обманутых дольщиков. Дому 48 тоже грозил снос: выяснилось, что участок под ним был продан дважды. Судами и невероятными совместными усилиями жильцам удалось отстоять свою собственность. И только они решили, что все закончилось, как ФПРО продала остаток санаторного комплекса площадью в 5,5 га, лежавшего по другую сторону дороги. Продала вместе с дорогой.

— Была дорога, она всегда здесь была! — настаивает Яна и показывает свежий профнастил, которым рабочие заколотили бывший съезд с дороги к дому № 48. — Нам теперь говорят, что якобы никакой дороги не было, что это внутри санатория люди перемещались. Но вы же видите: она отсыпана, по ней не один десяток лет все ездили, а теперь — это, оказывается, соседний участок.

Спутниковая карта полностью согласна с жильцами: протоптать такую дорогу через парк самостоятельно они вряд ли могли.

карта спутниковая.jpg

Местным жителям удалось в муниципальных документах отыскать доказательства существования дороги вплоть до 2011 года. Однако, факт есть факт: на нынешней кадастровой карте дороги нет, она является частью земельного участка, который теперь принадлежит семье влиятельного ростовского бизнесмена Тиграна Казаряна.

Кадастровая карта ул. Тракторная.jpg
Зеленой стрелкой указан участок, где расположен дом №48

— Этот участок мы приобрели на абсолютно законных условиях, когда я его покупал, никакой дороги там выделено не было, — объясняет г-н Казарян, вынужденный из-за конфликта с жителями Тракторной теперь часто общаться с журналистами.

Его семье принадлежит парк-отель «Надежда», который вырос на месте бывшего ростсельмашевского санатория. Комплекс расположен на другом, левом берегу Темерника, но бизнесмен не скрывает, что его интересует вся территория бывшей здравницы. Он на протяжении нескольких лет планомерно скупает остатки советской роскоши в надежде построить здесь свою мечту. Ещё в 2015 году он представил ее администрации Ростова-на-Дону. 

Бизнесмен рассудил просто: если привести в порядок берега Темерника, построить какую-никакую набережную и благоустроить прилегающие территории, бизнес сам потянется сюда: строить жилые дома и офисы, рестораны и магазины.

— Вы в Карловых Варах были? Я вот так хочу,  — говорит он и показывает то, что уже смог сделать на территории своего парк-отеля.

Сейчас этот бывший кусок санатория представляет собой прекрасный ухоженный парк, где сохранившиеся столетние дубы и крымские сосны соседствуют с недавно высаженным молодняком: за каждое срубленное старое дерево пришлось купить и посадить по три молодых: тут тебе и липы, и сосны, и платаны, и — особая гордость новых хозяев земли — гингко билоба. Крупномеры. 


Парк-отель Надежда.jpg

Частично Казарян успел благоустроить и правый берег Темерника — как раз налево от злополучного шлагбаума: расчистили заросли, вырубили сухостой и больные деревья, укрепили берег, положили плитку, высадили молодняк, провели электричество. Вход — свободный.

набережная.jpg

— Здоровые и жизнеспособные деревья никто не трогает,  — объясняет Размик Акопян, один из помощников Тиграна Казаряна. — Хотели зайти в воду и немного у берега хотя бы мусор убрать — оказалось, категорически нельзя. Пока мы работали, местные жители на нас еще и полицию вызывали - жаловались, что деревья уничтожаем. А за это штрафы большие. Каждое действие необходимо согласовывать с органами власти. Красиво, да?

Это он засадил гингко билоба и платанами левый берег Темерника и установил шлагбаум на правом. В перерывах между расчисткой берега от упавших деревьев, сухостоя и мусора он ругается с местными жителями, которым закрыт проезд по бывшей «несуществующей» улице Тракторной.

Размик Акопян.jpg
Размик Акопян, предприниматель

— Эта земля взята в аренду, мы занимаемся ее благоустройством. Ну вы же видите разницу: там — набережная, а здесь — вот что,  — размахивает руками Акопян. — Мы хотим людям хорошо сделать: чтобы здесь можно было прийти, культурно посидеть, с детьми погулять... .

За то, что вместо непролазной чащи, заваленной мусором, местным жителям светит перспектива оказаться в окружении ландшафтного дизайна, бизнесмены предлагают им начать платить. Хотя бы за объездную дорогу со шлагбаумами .

— Мне эти шлагбаумы и пункты охраны обходятся в 125 тысяч в месяц,  — жалуется Размик .— Дорогу отсыпали за свои деньги, освещение, тротуар. .Кто за это все должен платить? Почему не они ?


бурелом.jpg

Жильцы дома № 48 категорически с такой постановкой вопроса не согласны. Они говорят, что покупали квартиры в доме, к которому была дорога, и не хотят оплачивать затраты на благоустройство, затеянного вокруг Темерника семьей Казарян. Речь идет не об одной сотне людей: помимо 200 квартир дома №48, от внешнего мира оказались отрезаны владельцы земельных участков неподалеку. С ними новые хозяева земли поступили еще жестче - перегородили бетонными блоками подъезды к участкам со своей дороги. Дело едва не кончилось бунтом. Жители объединились и уже подготовили иск. Они хотят через суд вернуть дорогу, которую их лишили вопреки документам, здравому смысле и совести.

— Их просто обманули. Им сказали: тут зеленая зона, тут дорога. А это — внутренняя дорога, она проходит внутри участка. Там никакого жилищного строительства быть не должно было,  — объясняет Тигран Казарян, разглядывая публичную кадастровую карту. — Вот вы когда в Москву едете по федеральной трассе — сколько раз за нее платите? Они сейчас ездят по моей земле — почему они не должны за нее платить?

Казарян.jpg

Бизнесмен настаивает, что никогда не собирался брать плату за то, что местные ходят по его участку. Да и сумму в полторы тысячи в месяц называет выдумкой. Правда, сколько он хочет зарабатывать на организации первой в Ростове платной дороги внутри города, тоже не говорит. Обещает, что  «скорую» или  пожарных  охрана будет пропускать без проблем. А еще предлагает городу или самим жителям выкупить у него дорогу, которая ведет к дому, самим ее обслуживать и содержать. Такой выход из ситуации он считает правильным.

— Я даже подал заявку в Кадастровую службу, чтобы выделить ее в отдельный участок,  — уверяет Тигран Казарян. — Но ответа до сих пор не получил.

Он раскладывает на столе свои проекты и рассказывает, как предложил Донской епархии построить у него, на землях бывшего санатория, православный храм, который активные ростовчане не дали возвести в Ашхабадском парке. 


проект набережной.jpg

— Мы обо всем договорились с митрополитом, сейчас ведется согласование проекта,  — говорит он и вскользь напоминает о вкладе семьи Казарян в строительство армянской церкви на площади Льва Толстого в Пролетарском районе Ростова.

В перспективе рядом с православным храмом здесь, на берегу Темерника может появиться еще одна армянская церковь.

Если, конечно, у семьи Казарян не отберут взятые на 29 лет в аренду участки вдоль реки Темерник. Договор об аренде ООО «Вавилон-авто», подконтрольное бизнесмену, подписало с Росимуществом — земля находилась в федеральной собственности. Но в прошлом году администрация Ростова этот договор опротестовала и сделку с Казарянами признала ничтожной. На том основании, что земля эта не могла быть федеральной, принадлежит она городу, и сейчас муниципальные чиновники смогут выбирать, кому отдать ее в аренду.

На очереди — аналогичный иск по правому берегу, в благоустройство которого Тигран Казарян уже вложил 2, 5 млн рублей.

— Хорошо, что еще лавочки и урны не успел закупить — дороже бы вышло,  — раздраженно замечает он.

Перспективы предстоящей судебной тяжбы с разозленными местными жителями его не пугают.

— Я — добросовестный покупатель,  — говорит он. — Я покупал участок, в который уже была включена дорога. Почему сейчас я должен выделять ее и делать местом общего пользования? Я собираюсь восстановить санаторий, здесь будет пансионат для престарелых людей — сейчас растет спрос на эту услугу, тем более, что вся инфраструктура будет рядом. И эта дорога будет вести на его территорию. Там парковку сделаю. И местные тоже смогут там свои машины оставлять. За деньги конечно.

— А почему нельзя вместо строительства церкви сделать другое благое дело — отдать местным жителям ту самую новую дорогу? Пусть ездят бесплатно. Это ведь тоже — по-христиански.

Тигран Казарян  задумывается на секунду и холодно отвечает:

— Это не имеет смысла. Когда человек получает что-то просто так, он это не ценит. А вот если они ее выкупят и за свои деньги, то будут ценить, ухаживать. И вокруг все будет чисто и красиво. Так, как я и хочу.

Елена Романова

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
  Тема: Острые ситуации в Ростове-на-Дону  
Ростовнедвижимостьплатная дорога
16
0