Ростов-на-Дону Вторник, 10 Декабря

Календарь: 27 июня 1952 года вступил в строй Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина

Календарь: 27 июня 1952 года вступил в строй Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина

Фото: Википедия

Волго-Донской судоходный канал питают воды двух рек, веками кормивших и защищавших русский народ. Начало он берет в Волгограде и несет воды к городу Калач-на-Дону.

Природа не соединила Волгу и Дон, но в середине прошлого столетия люди исправили эту несправедливость: в месте максимального сближения водных артерий – прорыли 100-километровый канал глубиной от 3,5 м, обеспечив связь Каспийского моря с Мировым океаном.

800px-Don_River._Tsimlyansk_Reservoir,_lock_No._14_P5140506_2200.jpg

Если бы турецкий султан Селим II, живший в середине XVI века, внезапно переместился во времени в XX век, то предположил бы, что советский народ заключил сделку с шайтаном. Ведь самому властительному главе войска, отправившему в степь 22 тысячи своих лучших солдат, не удалось прорыть канал между Волгой и Доном.

Султан пробовал силы в течение месяца, вторую масштабную попытку предпринял Петр I в 1697 году. Хоть и более продолжительную по времени, но весьма неудачную: инженер Иоганн Бреккель, руководивший работами, осознав тщетность бытия, попросту сбежал из страны, а потом грянула Северная война со Швецией.

До революции пытливые умы инженеров создали более 30 проектов единения двух великих рек – Волги и Дона. Зачем? Развить судоходство, перевозить грузы и принести живительную влагу в засушливые степи.

Канал_Волго-Дон-2_в_Сакарке.jpg

Проектам может и дали бы жизнь, но каждый раз вмешивались владельцы железных дорог: терять львиную долю выручки никто не хотел. Советская власть тоже озадачилась масштабным и дорогостоящим проектом создания канала, но до войны его вырыть не удалось. Вернулись к задумке в 1943 году. Работами руководил известный инженер Сергей Жук, спроектировавший знаменитые Беломорско-Балтийский канал и канал Москва – Волга.

Завершили проект за рекордные 4,5 года. Такой скоростью не могли похвалиться строители Суэцкого и Панамского каналов, которые затратили гораздо больше времени – 10 лет и 34 года соответственно.

В советской стройке участвовали люди со всей страны: от студентов и военнослужащих до пленных немцев и политзаключенных. За время работы они вынули 150 млн м³ земли и уложили 3 млн м³ бетона. 31 мая 1952 года на южной окраине Сталинграда произошло то, что не и не снилось древним мастерам – между 1-м и 2-м шлюзом смешались, и больше не расставались, воды Волги и Дона. 

800px-Don_River._Tsimlyansk_Reservoir,_lock_No._14_P5140501_2200.jpg

В течение месяца канал «обкатывали», на следующий день пустили первый большегруз, а через 10 дней – прогулочный теплоход с восторженными пассажирами. А удивляться было чему: канал получился не только функциональным, но и очень красивым. Его украсили триумфальной аркой, памятником речникам Волжской военной флотилии и статуями. Под впечатлением от работы композитор Сергей Прокофьев написал праздничную поэму «Встреча Волги с Доном» для симфонического оркестра.

Ее сыграли 27 июня 1952 года, когда канал торжественно открыли, присвоив ему имя Владимира Ленина. Это событие увековечили в памятнике. Рядом поставили монумент в честь Иосифа Сталина, но после смерти вождя люди старательно уничтожали любое упоминание о нем. Не уцелела и скульптура.

492px-Volga–Don_Canal.jpg

Естественно, такая большая стройка повлияла и на экологию. В конце XX века биологи забили тревогу – гребневик мнемиопсис заселил Каспийское море, из-за чего в нем стало меньше кильки и остетровых. Такова цена за блага цивилизации. 

Сейчас канал состоит из 13 шлюзов, разделенных на Волжскую и Донскую шлюзовые лестницы, в его состав входят Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища. Чтобы судно прошло весь путь, требуется не менее 10 часов. Волго-Донской судоходный канал соединил пять морей: Балтийское, Белое, Азовское, Черное, Каспийское и связал между собой речные пути Волжского, Северо-Западного, Донского и Днепровского бассейнов. За годы работы по рукотворной водной артерии перевезли миллионы и миллионы грузов. Чтобы уберечь ее от обмеления, канал углубляют и чистят.

Volga-don_panorama.JPG

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram


Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
календарьВолго-Донской каналРостовская область
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость
Request RejectedThe requested URL was rejected. Please consult with your administrator.

Your support ID is: < 9235534465317912507>

[Go Back]