Ростов-на-Дону Вторник, 30 апреля

Календарь: 146 лет со дня рождения основателя российского кинопроизводства Александра Ханжонкова

Сейчас кинотеатры стали частью нашей повседневной жизни, но в начале 20 века мало кто понимал, что в этой сфере можно развиваться и, более того, получать прибыль. Первым осознал это Александр Ханджоков, молодой есаул, который сделал Ростов настоящей родиной кино в России.

Несмотря на то, что Александр Ханжонков родился в Екатеринославской губернии в семье сотника Алексея Петровича, его связь с Ростовом была судьбоносной. Во-первых, он происходил из дворянского сословия Донского войска. Кроме того, Александр окончил Андреевскую гимназию в Ростове, после чего поступил в Новочеркасское казачье юнкерское училище и, будучи подхорунжим, был принят в привилегированный 1-й Донской казачий полк, который расквартировался в Москве.



Его судьбу решил один вечер в кинотеатре. Он зашёл в «Биограф Штремера», расположенный на углу Соборного и Шаумяна (тогда – улица Дмитровская). Там он осознает, что впереди кинематограф ожидает перспективное и радостное будущее. Молодой дворянин принимает решение покинуть службу и начинает заниматься совершенно новым и необычным для себя видом деятельности - становится кинопредпринимателем.

Уже в 1908 году пораженные ростовчане впервые увидели на экране последствия Мессинского землетрясения, снятого на пленку Ханжонковым.

2 января 1909 года Александр показывает свою первую художественную продукцию – фильм «Драма в таборе подмосковных цыган», затем удивляет горожан лентами «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия» и «Ванька-ключник». Вместе со своими актерами и театральной труппой Введенского народного дома он ставит картины по русской классике, народным сказкам, песням и романсам.

В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Его Ханжонков создает с начинающим режиссером Василием Гончаровым.


Первый кинопоказ фильмов Александра Ханжонкова в Санкт-Петербурге

Чтобы как можно больше ростовчан узнали о кино, компания стала выпускать в 1910 году журнал «Вестник кинематографии», затем – издание «Синема» и журнал «Пегас». Кстати, это мифическое животное стало фирменным знаков акционерного общества «Ханжонков и Со». Этот символ и ныне хорошо знаком всем, кто связан с миром кино.

В 1917 году ревматизм довел Ханжонкова до того, передвигался он уже только на костылях или инвалидном кресле. Позже была эмиграция в Константинополь, Милан и Вену, где ростовчанин также пытался наладить производство кинолент. В 1922 году Ханжонкова упорно зовут вернуться на родину: работать сначала консультантом «Госкино», а позже – заведующим производством «Пролеткино». 

В 1926 году режиссера Александра Ханжонкова задержали по обвинению в финансовых махинациях в компании "Пролеткино". Впоследствии он был оправдан, но уже не имел возможности работать в кино. Жизнь Ханжонкова была трудной, он пережил фашистскую оккупацию в Крыму, остальные дни омрачала мизерная пенсия. В конечном счете, он ушел из жизни 26 сентября 1945 года в Ялте.

В 2016 году в Ростове-на-Дону был установлен памятник Александру Ханжонкову на проспекте Буденновском. Установлен он в год российского кино в сквере напротив Андреевской гимназии (ныне школа № 43), в которой сам Ханжонков учился.



Григорий Мелихов 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен


Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
РостовКалендарь
0
0