Ростов-на-Дону Четверг, 02 мая
Общество, 26.10.2021 07:30

«Города мне мало»: ростовчанка не нашла места для своей живописи и создала арт-резиденцию в деревне

Накануне, 25 октября, по всему миру отмечали международный день художника. Дата приурочена к дню рождения Пабло Пикассо. Современное искусство носит еще более смелый характер, чем работы испанского живописца. И далеко не всегда вписывается в привычные рамки. Так случилось и с художницей Викторией Белокобыльской: не найдя подходящих для себя площадок в донской столице, она организовала свою — в деревне Новониколаевка под Ростовом, ставшую популярной арт-резиденцией.

— Расскажите, пожалуйста, о том направлении в искусстве, которым занимаетесь. Почему выбрали именно его?

— Этот вопрос задают очень-очень часто, и ответить на него не просто. Потому что не я выбирала направление искусства, а оно выбрало меня. Часто мы предполагаем: «Вот, я буду художником, я буду пользоваться кистями и красками и писать только картины»,
но жизнь складывается иначе. Кроме того, что я занимаюсь живописью, я еще занимаюсь монументальным искусством. Наверняка вы видели мозаики — произведения, выполненные из кусочков смальты. Так вот, кроме живописи, я еще занимаюсь монументальным искусством, делаю мозаики — для частных интерьеров, на фасады или внутрь церквей. Монументальное искусство было больше развито в советское время, сейчас оно не так востребовано и стоит дорого, но я нахожу возможность им заниматься.

83217942_996382314065789_3022334461464281088_n.jpg

— Ваше творчество кажется достаточно простым на первый взгляд. О чем оно?

— Что бы я ни изображала, что бы ни делала, мое творчество все равно будет обо мне. И на самом деле, это не эгоистичная позиция, потому что в мире существует огромное количество людей, у которых похожий взгляд на вещи, похожее мировоззрение, которых может интересовать то же, что затронуло меня. Поэтому оно с одной стороны, обо мне, а с другой — о жизни. Кто-то найдет что-то созвучное в этом для себя, но меня как художника, в первую очередь, интересуют вопросы свободы самовыражения — возможность делать то, что я хочу делать. Большое внимание я уделяю свободе, может быть, не столько физической, сколько внутренней. Посвящая этому и свои перфомансы, и работы.

93833629_1059977867706233_3180848196687495168_n.jpg

— Что влияет на ваше творчество? Есть ли у вас авторитеты?

— На мое творчество влияет все, что происходи вокруг. Специально ты это не выбираешь. Такого не бывает, чтобы я проснулась и подумала: «Интересно, что бы мне сейчас поделать?» Ситуация в мире, в моем дворе, в моей семье, время года — на меня влияет просто все. Авторитеты? Когда мы были учениками, конечно, были те, на кого мы хотели быть похожи — и не только мастерством, но хотели обладать такими же свойствами личности. Хотели быть похожими на человека, который несмотря ни на что идет вперед, развивается, которого не пугают трудности. И это не обязательно художники, необязательно какие-то известные люди. Это люди, которые меня окружают, которые в непростой ситуации все равно продолжают действовать, радоваться миру. Для меня авторитеты тут, скорее всего, это обычные люди.

120903052_1188056584898360_930992255193790948_n.jpg
Супруг Виктории Белокобыльской Михаил Абрамов.

— Знаем, что ваш супруг — тоже художник, достаточно известный не только в Ростове, но и за рубежом, Михаил Абрамов. Повлиял ли он на ваше творчество?

— Конечно, повлиял. Если тебе встречается сильная личность, которая тебя впечатляет, естественно, она на тебя влияет. И он повлиял на меня, прежде всего, на то, какой я художник, на уровень моего мастерства, на то, как я сформировалась. У него очень высокий уровень. Кроме живописи, он занимался монументальным искусством, делает скульптуры, витражи, мозаики, какие-то огромные арт-объекты. Он повлиял на меня как мастер и как личность. Я вижу в нем человека, который искренне занимается своим делом, несмотря ни на что, не сворачивает с того пути, который он себе наметил. И даже если все вокруг меняется, он остается верен себе. Этим он и вдохновляет.


— Не так давно у вас появился, можно сказать проект — «Искусство в деревне», выставки под открытым небом прямо во дворе. Как возникла идея? Много ли прошло времени от идеи до реализации?

— Этот проект возник, скорее, не благодаря, а вопреки. Когда началась пандемия, мы уехали из города. Там в это время было невозможно находиться, а у нас был участок в деревне — некая производственная база, где есть возможность для творчества: там много места, можно сколько угодно работать с краской, и никакого запаха не будет, можно делать скульптуры, стучать, пилить. Там мы и занимались творчеством. А когда мы оказались в вынужденной изоляции, мы подумали: у нас есть такая огромная площадка, и было бы неплохо сделать выставку. Это была мимолетная идея, но потом она получила развитие. Мы создаем большие объекты, большие скульптуры, и у нас не так много возможностей выставляться в Ростове. И мы подумали, почему бы в теплое время года нам не сделать в деревне выставку под открытым небом. И в начале мы подумали об этом несмело. А потом решили: пусть будет, как будет. Так мы и сделали первую выставку. Пригласили друзей, было около 50 человек. Мы потратили на нее совсем немного. Поставили туда уже готовые работы и скульптуры. В течение дня народ приезжал, и никто не хотел уходить. Так мы поняли, что людям очень интересен такой формат, когда ты можешь находиться на природе, взаимодействовать с объектами искусства и еще и дышать свежим воздухом.

Это стало очень востребовано после пандемии, когда люди поняли, как они скучают по природе, как важно быть на свежем воздухе и вести более здоровый образ жизни. И когда мы проводили вторую выставку, это был уже успех. Люди подходили, благодарили и говорили: «Как классно, что вы это придумали. Ехать от Ростова всего час. Мы приезжаем на целый день, мы находимся на природе, и мы находимся среди настоящего искусства». Так мы провели четыре выставки. На первый приглашали СМИ, но никто к нам не приезжал, говорили, что это за городом, и к Ростову не имеет никакого отношения. Но как только люди сами без всякой рекламы стали рассказывать о событии в соцсетях, спрашивать, когда еще будет такое событие, и когда можно приехать, тогда мне стали все писать и звонить, чтобы снять о нас передачу — когда мне стало это уже не нужно.

121106520_1190417281328957_7230776663228188180_n.jpg

— С какими трудностями при реализации столкнулись?

— Самая большая трудность — непредсказуемость погоды, потому что если ты делаешь выставку в зале, то можно начать делать ее за месяц, в последнюю неделю все расставить, а в последние дни перед открытием ходить, что называется, пылинки сдувать. Но здесь такое невозможно. Например, сейчас мы выставляли фотографии, и оставить их на ночь было невозможно, потому что бумага могла отсыреть. Непосредственно в день открытия выставки мы встаем рано утром и такие объекты как живопись или то, что может сдуть ветром, или то, что на бумаге, монтируем. Нам никто не помогает, нас всего двое — я и мой муж. Мы начинаем подготовку за месяц. А последние дни — это самое горячее время, потому что ты должен сделать все здесь и сейчас, потому что через час придут люди, и все должно быть готово. Но с погодой нам всегда везло.

— А почему решили выставляться в таком формате, а не на специальных художественных площадках в Ростове?

— Один из решающих факторов, почему мы стали проводить выставки в деревне — это плачевная ситуация и с арт-рынком, и с площадками в Ростове. Их практически нет. Город огромный. На этот огромный город, в котором население больше миллиона человек, практически нет никаких музеев. Есть какой-то микро-музей изобразительных искусств, который подразумевает экспозицию работ не современного, а классического искусства. Туда мы точно никак не подходим. Там очень маленькие залы и есть свой формат. Город большой, художников много, площадок мало. Поэтому все прибиваются к сообществам, где есть свой формат, свой регламент и свои пространства. Мне же, чтобы себя показать как художника, нужно много места и какая-то современная площадка или территория, а я для себя в городе такого не вижу. У нас же территория — 24 сотки, и мы на ней выставляемся. Вряд ли на территории города вы найдете такой огромный выставочный зал. Площадок же нет, потому что это просто не приносит прибыль. Художник, приходя на площадку, не хочет платить за аренду. Он хочет сам продать картины и заработать денег. Но и покупатель сейчас, условно, скорее заплатит за отопление, чем купит живопись. Такой замкнутый круг. Поэтому мы решили взять все в свои руки и выставляться на улице.

121659799_1200334333670585_7983780627685922418_n.jpg

— Искусство сейчас — это прибыльное занятие?

— Искусство — не прибыльное занятие и никогда не было прибыльным занятием. Это прибыльно, когда ты уже богат и знаменит. Или когда ты умер, и кто-то решил продать твои картины. Художников, которых мы знаем, которые сейчас на слуху, которые живы, и у которых покупают работы — единицы. Остальные художники просто пытаются сводить концы с концами. Нам, например, дают возможность жить мозаики, но не живопись.

194534526_1353344548369562_17634022003890422_n.jpg

— Есть ли у вас как у художника какие-то цели — покорить заграницу, выставиться в определенном зале?

— Ну, конечно, хочется стать богатым и знаменитым. Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Найти выход на хороший рынок, европейский. Но пока мы туда поехать не можем. Правда, кроме европейского, есть и другие рынки, и можно постараться туда попасть. Сейчас у меня есть арт-резиденция, и я провожу там выставки. Если бы мне об этом сказали в 15 лет, я была бы счастлива, но сейчас мне 41 год, и я хочу большего. Поэтому и иду вперед.

— От чего пришлось отказаться ради искусства?

— Если ты чем-то увлечен и делаешь то, что тебе хочется, ты ни от чего не отказываешься. Ты просто не отвлекаешься на то, что тебе не интересно. Идешь по своей дороге. Что-то получается, что-то не получается, но ты идешь по дороге, которую ты выбрал. А если ты от чего-то отказываешься, если мучаешься и жалеешь себя, то это не твое дело, значит, ты несчастен, и можно просто переквалифицироваться. Я не чувствую, что я от чего-то отказалась. Если бы я вела другой образ жизни, и в чем-то была бы успешной, то я, скорее всего, там была бы несчастной, что отказалась от того, что я делаю сейчас.

Виктория Сапунова
Фото из личного архива Виктории Белокобыльской

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовская областьАзовский районНовониколаевкаДень художникаискусствовыставкаарт-резиденция
3
3