Ростов-на-Дону Четверг, 23 Ноября
Телефоны рекламного отдела:8 (863) 27-000-35, 8 (863) 29-99-565

Информационный портал «Блокнот Ростова-на-Дону» – это не только самые свежие и интересные новости города, но и своеобразный справочник Ростова-на-Дону, который помогает найти нужный товар и услугу или партнеров по бизнесу.

Наш портал работает ежедневно и круглосуточно. Здесь вы можете узнать о самых интересных событиях в жизни города, а также активно участвовать в обсуждении прочитанного.

Хотите быть в курсе всего? Начинайте свой день с нашим сайтом.

Две жизни театра имени Горького: до и после войны

Культура, 14.05.2016 21:31
Две жизни театра имени  Горького: до и после войны
Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького – уникальный памятник архитектуры, мировой шедевр конструктивизма, творение столичных архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха.

Строительство театра пришлось на первую пятилетку (1928-1932) и коллективизацию (1930-1933). В этот период открывались школы для трудящейся молодежи, благоустраивались улицы, возводились дома, здания культурного назначения. В Ростове-на-Дону строился гигантский завод сельскохозяйственного машиностроения (Ростсельмаш) - один из символов первой пятилетки. Именно в это время был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект Большого (как его тогда называли) театра. По желанию членов жюри архитектурное сооружение должно было быть памятником величественной эпохи, отражать в себе бурное революционное время, ярко выражать пролетарский характер и стиль.

Всего было рассмотрено 17 проектов. Ростовчанам был предложен проект, выполненный в форме, напоминающей гусеничный трактор, в традициях конструктивизма. Авторами проекта были москвичи - В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх. Неоценимый вклад в облик здания внесли украшающие фасад горельефы, созданные казаком станицы Константиновской Области войска Донского Сергеем Корольковым, выдающимся скульптором, художником, графиком и иллюстратором, известным как «донской Роден». Определено место под строительство - на пустыре между Ростовом и Нахичеванью. В 1931 году было начато строительство.

Архитектурный образ театра, подобно трактору-гиганту, возвышающийся над степными просторами Задонья, стал визитной карточкой Ростова-на-Дону.

                 театр4г.jpg

Здание было построено в низине, в парке Революции, разбитом в 1926-27 г.г. агрономом-художником Г.Н.Замниусом на площади 21.26 га. С западной стороны театра был разбит Театральный сквер или «Западный партер» с группой каскадов, фонтанов и монументальной композицией .

Грандиозная вместимость театра, включающего большой театральный зал на 2200 мест, а над ним – концертный зал на 900 мест, определили высотные объемы и масштаб, смелое сопоставление остекленных и глухих поверхностей, поднятых на монументальный цоколь с пандусами.
Для строительства театра было использован 8 миллионов штук кирпича. 500 вагонов металлический конструкций. 8 тысяч кв.м инкерманского камня (белый известняк). 3 900 кв.м. мрамора. 3 тысячи кв.м гранита и лабрадора (лестницы, цоколь, стилобат). Входы в театр оформляли пилястры из полированного лабрадора.

Первоначально главный фасад, построенный на контрастах уходящих и выступающих объемов из стекла и камня, был облицован дорогими материалами: большой лоб – мрамором, остальные поверхности – гранитом и инкерманским камнем. Важный смысловой акцент несут многофигурные горельефные композиции выдающегося скульптора С.Г.Королькова – «Гибель Вандеи» и «Железный поток». Они огибают малые стеклянные пилоны под лобной частью здания.

Горельеф «Гибель Вандеи» завершенный в 1935 г., передает атмосферу тяжелого жестокого боя между белогвардейцами и красными конниками. Символическое название перекликается с событиями времен французской революции.

           rтеатр бал.jpg

Театральный вестибюль занимал огромную площадь – 500 кв.м. девять колонн темно-красного искусственного мрамора, стилизованные под клапаны двигателя, мягкий свет, исходящий из-под капителей и карнизов определяли интерьер вестибюля. Торжественную атмосферу дополняли мозаичные плиты пола и широкие скамьи вдоль стен. В торцах зала находились билетные кассы и кабинет медицинской помощи.

                          театр вестиб.jpg

Лестницы, ведущие на 2-ой этаж, были облицованы белым итальянским и уральским мрамором, стены – красным и серым крымским мрамором, перила из французского красного, пятнистого.

Огромный театральный ресторан площадью 300 кв.м имел стеклянный подвесной потолок с подсветкой из 500 лампочек. Четыре колонны, отделанные темно-зеленым мрамором, определяли пространство ресторана.

Специальный курительный салон с настенными бра и диванами вдоль стен, имел мощную вентиляцию, нагнетающую свежий воздух и вытягивающую дым.

Во время Великой Отечественной войны здание театра сильно пострадало. В 1943г. оно было разрушено.

Пожар, возникший при взрыве, уничтожил все сгораемые части здания, привел в негодность металлические конструкции, повредил штукатурку, железобетонные перекрытия и стены. Наибольшие повреждения относятся к залу и сценической коробке. Меньше пострадала южная часть здания – главный фасад, вестибюль, фойе, лестницы. Не поврежденными остались облицованные мраморными плитами ступени и площадки лестниц. Стены здания в основном сохранились, кроме участков, ограничивающих зрительный зал.

Решение о реконструкции театра было принято в 50-хх годах. Но начало работ затягивалось из-за финансирования. Конец 50-х годов принес переоценку архитектурных взглядов и амбиций. Именно поэтому, что строительство задерживалось, средств для классического решения фасадов не было, архитекторы по предложению В.Н. Разумовского пришли к принятию правильного решения – сохранить уникальный и неповторимый образ театра-трактора.

Зрительный зал приобрел подковобразную форму с двумя ярусами балконов. Сцена в соответствии с проектом обрела ширину – 24 метра с 13-ти метровым порталом и 17-метровым поворотным кругом. Ступенчато расположенные наклонные плоскости образуют потолок. Они подвешены к фермам, перекрывающим зрительный зал пролетом. 24.0 м. Таким образом образуется пространство между фермами и подвесным потолком, позволяющее эксплуатировать осветительную аппаратуру. «Портал сцены в обычном понимании отсутствует, потолок и стены как бы вливаются в пространство сцены».
Кресла зрительного зала были выполнены в начале 1960-х гг. по специальным эскизам, с консольными металлическими стойками и мягкими откидными сидениями на поролоне. В 1980-е г.г. заменены.




Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
  Тема: О тебе, Ростов  
1
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое