Ростов-на-Дону Вторник, 19 марта
Общество, 19.11.2017 14:36

Дом страхового агента Журавлева и предание о подарке купца Панина на свадьбу своей дочери

С этим старым зданием на улице Станиславского оказалось связано одно семейное предание. И хотя любая подобная история интересна сама по себе, все равно возникает желание разобраться, насколько это предание отражает реальные события…

На прошлой неделе появилась публикация о том, как жительница Ростова-на-Дону пожертвовала все свои сбережения на проведение ремонта дома, в котором она живет уже полвека. Конечно, когда читаешь о таких явлениях, испытываешь огромное уважение к таким людям и их стремлению сохранить старинную архитектуру. Но в упомянутой статье представляет интерес и рассказ о том, кому раньше принадлежал дом по улице Станиславского, 79.

- Когда мы вселялись, на фасаде еще сохранилась надпись "1887 год" - время, когда был построен особняк. Знаменитый ростовский купец Панин, "гвоздильный" король Ростова, подарил его на свадьбу своей дочери. Говорят, она была дурнушкой и долго сидела в старых девах, пока владелец гвоздильного завода не выдал ее замуж за одного из своих управляющих. Нашей соседкой была внучка бывшей владелицы особняка Лидия Георгиевна Стаценко, которая жила в квартире № 6 в маленькой комнатке», - поведала журналисту Людмила Георгиевна Богатырева - инициатор ремонта дома.

Дом действительно принадлежал Николаю Алексеевичу Панину – купцу первой гильдии, промышленнику и меценату. Он родился в 1848 году, а когда ему исполнилось всего 23 года, стал полноправным хозяином отцовского бизнеса – производства и продажи металлических изделий. В 1887 году (по другим данным – на год раньше) Н.А. Панин основал завод, производивший гвозди, проволоку, стальные канаты и т.д. Предприятие успешно развивалось: если в начале его существования на заводе трудилось 50 рабочих, то уже в 1890 году их численность возросла до 60 человек, а к началу Первой мировой войны – до 135. К этому времени завод выпускал продукцию на сумму в 362000 рублей.

Славился «гвоздильный король» и своей благотворительностью. Самое известное его пожертвование – постройка на собственные средства храма, причтового дома и богадельни для старообрядческой общины Ростова-на-Дону. Эти здания, находящиеся на улицах Ульяновской и Баумана, сохранились до сих пор. Как и здание на улице Станиславского.

До революции домовладение, на территории которого это здание находится, имело адрес: ул. Почтовая, 127. В завещании Н.А. Панина указано, что это домовладение он приобрел в июле 1900 года. А по рассказу Л.Г. Богатыревой, на фасаде дома значилась дата его постройки – 1887 год. Кто же построил дом?

Ответ на этот вопрос не так-то прост. И сегодня хорошо видно, что здание состоит из двух частей – основной части, выходящей парадным фасадом на улицу Станиславского, и дворовой пристройки. Причем, и та, и другая имеют по два этажа, хотя пристройка все же выше. И сегодня на дворовом фасаде отчетливо виден карниз в верхней части первого этажа пристройки. О чем это все говорит нам?

фото 1.JPG

Это говорит о том, что дом строился в три этапа. Сначала была построена основная часть. Ее возвел Григорий Афанасьевич Журавлев. В 1880-х годах он был гласным городской думы Ростова-на-Дону, а также членом городской управы. В управе Г.А. Журавлев отвечал за «городские сборы», то есть, за сбор налогов, которые шли в городской бюджет. Кроме того, он был агентом страхового общества «Саламандра» в Ростове-на-Дону.

Это общество было создано в 1846 году в Санкт-Петербурге. В 1854 году оно получило название «Страховое от огня товарищество "Саламандра"», а в 1896 году было переименовано в «Страховое товарищество "Саламандра"».

Страхование от огня и его связь с названием общества уводят нас в эпоху средневековья. Тогда алхимики считали, что огненная (или пятнистая) саламандра является воплощением духа огня, а ее тело состоит из затвердевших частиц огня. Благодаря этому, она будто бы не сгорала, попав в пламя. Именно упомянутые представления об этом земноводном побудили учредителей страхового общества дать ему девиз «Горю и не сгораю». Хотя в природе настоящая огненная саламандра предпочитает сырость и сумерки.

Когда страховое общество «Саламандра» открылось, его уставной капитал составлял около 2000000 рублей. А поскольку «практически все правление состояло из граждан Германии, то и деньги аккумулировались через банковские учреждения Берлина, Гамбурга, а также Берна и Базеля. Кроме этого, одним из крупнейших пайщиков стала фирма из Голландии "Ян Гейкол и сотоварищи"». Интересы этой солидной фирмы в Ростове и представлял Г.А. Журавлев, построивший дом по адресу: ул. Почтовая, 127. Кстати, в этом же доме была и его контора, в которой он принимал клиентов страхового общества «Саламандра».

В июле 1900 года купец Н.А. Панин приобрел домовладение у наследников Г.А. Журавлева. Григорий Афанасьевич перестает упоминаться в справочных изданиях, начиная с 1890 года. Причем, и как член городской управы, и как страховой агент. Вероятно, к этому времени он умер. Как бы то ни было, Н.А. Панин уже в конце августа 1900 года получает от городской управы разрешение на «пристройку 1 эт. каменнаго флигеля к существующему зданию». А в феврале следующего года – разрешение «поставить ворота и забор». Значит, дворовая пристройка к дому была первоначально одноэтажной. Об этом и говорит нам карниз дворового фасада в верхней части первого этажа пристройки. Второй же этаж пристройки был надстроен не раньше 1915 года, возможно, уже в советское время.

А старая кирпичная ограда и столь же старые металлические ворота сохранились до наших дней…

фото 2.JPG

Теперь переходим к самому любопытному моменту в предании о Паниных. Дарил ли купец этот дом своей дочери на свадьбу? Попробуем разобраться.

У Н.А. Панина было две дочери – Анна (в замужестве Бойко) и Антонина (в замужестве Стасенкова). В кратком биографическом очерке о Николае Алексеевиче, составленном в 1913 году, говорится: «В деле Н.А. помогают: 1) его зять, Георгий Константинович Стасенков, и 2) сын Владимир Николаевич, получивший специальное техническое образование». О Г.К. Стасенкове точно известно, что в 1913 – 1914 годах он проживал по адресу: ул. Почтовая, 127. Значит, супруги Стасенковы действительно жили здесь. Но означает ли это, что Н.А. Панин дарил это здание своей дочери?

Когда дарят недвижимое имущество, оно становится собственностью того, кому его подарили. Но в справочниках об оценке недвижимых имуществ 1900 – 1915 годов указано, что собственником домовладения по адресу: ул. Почтовая, 127, все это время являлся Николай Алексеевич Панин.

Об этом же домовладении в уже упоминавшемся завещании он написал: «я завещаю в пожизненное владение жене моей Анне Алексеевне Паниной, а после её смерти в полную собственность сыну моему Владимиру Николаевичу Панину и дочери моей Антонине Николаевне Стасенковой, урождённой Паниной в равных долях». Обычно люди распоряжаются своим имуществом, а не чужим (пусть даже когда-то подаренном собственной дочери).

Следовательно, Н.А. Панин никогда не дарил этот дом своей дочери на свадьбу. Хотя вполне вероятно, что приобрел он его именно для того, чтобы в нем жила его дочь Антонина со своим супругом. Благо, сам купец жил в другом доме – на углу нынешних улицы Ульяновской и переулка Семашко.

Вот, пожалуй, и все, что удалось выяснить о доме, имеющем адрес: ул. Станиславского, 79. Предание о нем, изложенное в начале очерка, верно в той части, что здание какое-то время принадлежало купцу Панину и что в нем жили его дочь и ее муж. В предании не сказано о том, что основную часть дома построил Г.А. Журавлев, хотя сохранена информация о времени ее строительства – 1887 годе. Главная неточность в предании – сведения о том, что Панин дарил здание на свадьбу дочери. Была ли она «дурнушкой» и «старой девой» – это вряд ли удастся проверить, поэтому оставим данные эпитеты на совести авторов предания. Которых, в любом случае, нужно поблагодарить за сохранение памяти об одном из многочисленных эпизодов интересной и самобытной истории Старого Ростова.

фото 3.JPG

Александр Харченко

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
  Тема: О тебе, Ростов  
краеведениеархитектураРостов
0
0