Ростов-на-Дону Четверг, 28 ноября
Общество, 25.11.2019 12:00

«Бермудский треугольник», в котором исчезают деревья: Елена Хатламаджиян о том, можно ли спасти ростовские парки

«Бермудский треугольник», в котором исчезают деревья: Елена Хатламаджиян о том, можно ли спасти ростовские парки

Елена Хатламаджиян уверена, что только сами ростовчане смогут защитить деревья своего города. Фото: Facebook.com

В последнее время информационное пространство Ростова-на-Дону все чаще и чаще сотрясают сообщения о вырубке зеленых насаждений в парках города. На слуху у горожан проблемы в парке Левобережный, конфликт в сквере «Осенний», попытка отдать в концессию парк Горького и так далее. Ростовские деревья остаются беззащитными перед пилами и топорами заинтересованных в освоении новых пространств и новых бюджетных статей лиц. Мы решили обсудить проблему с активисткой и общественницей Еленой Хатламаджиян, которая рассказала о состоянии зеленых насаждений в городе.

О начале борьбы

— Общественной деятельностью я начала заниматься восемь лет назад. Тогда были вопросы, связанные с нашей управляющей компанией. Мы хотели перейти из одной в другую. Методом проб и ошибок, написав множество писем в различные инстанции, я поняла, что ситуацию можно сдвинуть с мертвой точки. Потом я вышла на уровень района, пытаясь решить вопросы, связанные с ЖКХ. Затем переключилась на спасение деревьев. Первой нашей победой стала нижняя часть парка «Дружба», там мы спасли более 200 деревьев.

Раньше я в буквальном смысле ложилась грудью на деревья. Помню, мне позвонили и сказали, что рубят в районе БСМП. Я примчалась туда одна, стала спрашивать у рабочих документы. Они меня буквально посылали. Тогда я вызвала полицию, рабочие сказали им, что я — террористка. Вырубку удалось остановить на время, так как документы были просрочены. Но наша администрация бумаги просто продлила. И деревья там все-таки вырубили. Сейчас уже таких конфликтных ситуаций не возникает, меня уже знают.

Никто не верит, что я просто так этим занимаюсь. Думают, что я стремлюсь в депутаты, на теплое место в администрацию и так далее. И меня туда звали. Но я не хочу. Понимаю, что если туда пойду, то вынуждена буду делать то, что мне скажут, а не то, что я хочу.
71668377_1004629636547985_9205779326824349696_n_cr.jpg
Защита деревьев для Елены - дело жизни, а не способ пиариться. Фото: Facebook.com

Об отношении семьи

— Муж мной гордится, но ему не нравится, что я столько времени этому уделяю. Сарафанное радио работает. Мне звонят люди не только с города, но и с области. Понятно, я не могу выехать по каждому вопросу, но я могу помочь по телефону. Мужу также не нравится, что я часто нервничаю по этому поводу. За четыре года было много переживаний, а это все «выливается» в физические недуги. Но я чувствую, что это мое дело, понимаю, что оставляю после себя что-то.

Об опасностях, поджидающих экологических активистов

— Позиция, которую я отстаиваю, естественно, не нравится тем, кто хотят парки застроить. Но с явным выражением угрозы я столкнулась только один раз в позапрошлом году. Тогда после проведенного флешмоба в уничтоженной Александровской роще, лобовое стекло моего автомобиля разбили увесистым камнем с посланием «сатанинского» содержания. Я пыталась вызвать полицейских. Они не ехали. Тогда я обратилась в прокуратуру, а они, в свою очередь, вызвали полицейских. Но уголовное дело так и не было возбуждено, так как стражи порядка не увидели в этом состава преступления.

После этого происшествия я была в шоке, растеряна. И одновременно, я поняла, как была наивна, думая, что раз делаю добрые дела, то ничего не случится. Я не думала прекращать в целом деятельность, но осознала, что если лезть на рожон, то может быть все, что угодно.

О состоянии парков и скверов в Ростове

— За четыре года вырубили громадное количество деревьев. Парков у нас — катастрофическая нехватка, и они в жутчайшем состоянии. Нет вопросов только к парку Революции. Он ухожен, наполнен событиями. Все остальные — в глубоком запущении.
74312269_1007363406274608_7812800323243737088_n.jpg
Ситуация в ростовских парках, по мнению Елены, ужасающая. Фото: Facebook.com

Проблемы в парках я могу разделить на два пункта. Во-первых, ситуация со старыми парками. Их дербанят по кускам и застраивают. Такая ситуация в парке 1-го мая, в парке Островского. Парк Горького от застройки спасает только статус памятника культурного наследия. Но и там странная ситуация. Земля в центре парка принадлежит частным лицам. По идее, они могут сделать на своей земле все, что угодно. Как части парка попали в частные руки, неизвестно. Знаю только, что это было сделано в 90-х годах. Что касается парка Островского, то он был открыт в 1894 году. Тогда его площадь составляла 63 гектара. Для сравнения, сейчас, по данным администрации, — 24 гектара. Я написала письмо в комитет по охране объектов культурного наследия, в котором прошу объяснить, почему у парка нет такого статуса. Посмотрим, что они ответят.

Вторая глобальная проблема — новые парки. Их проводят по документам как общественное пространство (бульвар, сквер, улица и так далее), а не как парк. Следовательно, экономят на качестве посадочного материала и на его количестве. По стандартам, там разная площадь насаждений. В парках нужно сажать больше деревьев, а в бульварах можно посадить и кустарники. Пример — парк Левобережный. Из-за малого количества деревьев летом там находиться невозможно из-за жары. Кроме того, некоторым взрослым деревьям подрубили корни во время работ. И эти деревья уже гибнут. В этом году стали аварийными и снесли 121 дерево! И это новом парке.


Об экологическом сознании ростовчан

— За четыре года сознание ростовчан изменилось. Когда я только начала этой темой заниматься, чувствовала какую-то стену. Только сейчас до людей дошло, что это глобальная проблема. Раньше считали, что под деревьями наркоманы отдыхают, и поэтому все надо вырубить, чтобы асоциальные элементы там не задерживались. Мне такие комментарии в соцсетях оставляли. Сейчас этого почти нет. Но народ в целом остается инфантильным. Все считают, что раз они платят налоги, то все должны делать чиновники.

До сих пор на «раскачку» требуется большое время. Показательна ситуация в парке «Осенний». Когда только утвердили план благоустройства и было ясно, что множество деревьев срубят, мы начали обходить чуть ли не поквартирно людей, звали их на совещания, сделали чат в васапе. Но пришел только один человек. Зато потом, когда работы уже начались и множество деревьев были загублены, люди проснулись, встали на защиту своего парка. Нам удалось добиться внесение изменений в первоначальный проект, сузить дорожки, отказаться от футбольного поля. И теперь там работает очень активная общественная группа.

В идеале, такие группы должны появиться в каждом районе. Если люди возьмут своеобразное шефство над близлежащими зелеными зонами, то уже не будет такой неразберихи, такого бардака.

В целом, проблема вырубки зеленых насаждений, по моему мнению, сводится к трем факторам: ростовчане не торопятся биться за деревья, подрядчики не понимают, как грамотно проводить обрезку и вырубку, а у чиновников зачастую элементарно нет времени для контроля за тем, что происходит, а, порой, и желания что-то контролировать.

68525863_166910287805582_1540719019500240896_n.jpg
Деревья в парке "Осенний" удалось отстоять благодаря активному вмешательству горожан. Фото: Facebook.com

 О том, что делать, если рубят деревья

— Если Вы увидели, что рубят деревья, то можно подойти и попросить документы. Согласно правилам охраны зеленых насаждений, на каждый снос и повреждение деревьев должно быть разрешение.

— Если работы ведутся на большой территории, то она должна быть огорожена и обозначена соответствующим информационным щитом.

— Если у работников нет документов, то нужно звонить в управление благоустройства района. До момента выяснения обстоятельств, все работы должны быть остановлены. Можно вызвать и полицию, которые должны составить соответствующий акт.

— Если Вы видите, что рубят здоровые деревья, то здесь можно привлечь дендролога из управления благоустройства района. Но на это требуется много времени и сил.

69454051_958520234492259_7419600014369882112_n.jpg
Елена надеется своей деятельностью убедить ростовчан более активно защищать "зеленые легкие" города. Фото: Facebook.com

Елена Хатламаджиян считает, что уходящий год был в плане спасения деревьев успешным. И этому есть несколько подтверждений. Во-первых, по ее инициативе в местные законодательные акты были внесены поправки, касающиеся контроля над озеленительными работами. Во-вторых, впервые за долгие годы проведена инвентаризация зеленых насаждений вдоль дорог. Информация будет систематизирована и занесена на интерактивную карту. В-третьих, разрешение конфликта в парке «Осенний» дало надежду на то, что ростовчане, если возьмут ситуацию в свои руки, смогут справиться и с повсеместно занятыми чиновниками, и с неквалифицированными подрядчиками.

Екатерина Пономарева

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
общественникипаркидеревьяХатламаджиян
2
0